Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Китайцы поделятся скоростными рельсами

Китай и Россия заключили меморандум о строительстве скоростных магистралей

Скоростное железнодорожное движение в России будут развивать не только европейцы и канадцы, но и китайцы. Siemens, Alstom и Bombardier, как и планировалось, поставят подвижной состав. Китайцы же могут передать нам технологии производства поездов и высокоскоростных магистралей, которыми западные «помощники» делиться не спешат.

Меморандум о взаимопонимании в области организации и развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения на территории России президент РЖД Владимир Якунин, министр транспорта РФ Игорь Левитин и министр железных дорог КНР Лю Чжицзюнь подписали во вторник в Пекине в рамках 14-й регулярной встречи глав правительств России и Китая. По словам министра транспорта Игоря Левитина, «по договоренности с китайской стороной министерства транспорта двух стран будут заниматься подготовкой нормативно-правовой базы совместно с компанией «Российские железные дороги», а РЖД совместно с инвесторами из Китая будут рассматривать вопрос о строительстве таких дорог». В меморандуме впервые говорится, что высокоскоростные железные дороги Россия планирует построить между Москвой и Нижним Новгородом, между Москвой и Сочи и между Владивостоком и Хабаровском. Скорость движения поездов на таких дорогах может достигать 350 км/ч.

Более того, уже практически налажено скоростное сообщение с Петербургом: скоростной поезд «Сапсан» (сапсан — это самая быстрая птица на планете) производства немецкого концерна Siemens регулярно начнет ходить между Москвой и Питером уже в декабре. Правда, скорость его движения пока не будет превышать 250 км/ч. Собственный скоростной поезд, кстати, тоже с птичьим названием — «Сокол», российское машиностроение построить так и не сумело.

В 2002 году пробные испытания «Сокола» показали: «сверхсовременный» подвижной состав не только не способен развивать заявленную скорость (250 км/час), но и не безопасен для пассажиров.

В РЖД даже шутили — мол, сделали подводную лодку на колесах, которая еще и взлетает на больших скоростях. Таким образом, РЖД, по сути, получила зависимость от западных поставщиков, а Siemens – перспективный рынок сбыта, на котором можно диктовать свои условия, ведь делиться своими технологиями напрямую немцы пока не собираются.

И тут как нельзя кстати появились китайцы. Левитин утверждает: китайская сторона обладает технологиями строительства магистралей и локомотивов. Если соответствующее соглашение будет достигнуто, Россия даже готова рассматривать вопрос о создании совместного производства таких поездов на российской территории.
«Китай, как и Россия, заинтересован в развитии высокоскоростных перевозок по территории своей страны, — добавляет эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Евгений Алексеев. — При этом своих эксклюзивных технологий в производстве самих скоростных поездов у Китая нет». Китай начал сотрудничество с фирмой Siemens, закупил 3 произведённых в Германии поезда Velaro CRH — аналога поезда Velaro RUS «Сапсан», приобретённого также у Siemens РЖД. Зато

Поднебесная может похвастать собственными технологиями в железнодорожной инфраструктуре.

Например, инфраструктура высокоскоростной линии Пекин – Шанхай протяжённостью 1320 км, которую планируют завершить в 2013 году, практически полностью создаётся из технологической продукции, выпускаемой китайскими предприятиями. «А производство поездов Velaro организовано также в Китае по лицензии Siemens со значительным использованием местных комплектующих», — добавляет Алексеев.
Государственные инвестиции только в одну линию Пекин — Шанхай оцениваются в $32 млрд. Таким образом, Китай ударными темпами догоняет лидеров в организации высокоскоростных сообщений. Россия же пока только в самом начале пути. «Возможно, сотрудничество с Китаем нам будет полезно в части перенятия опыта по локализации производства железнодорожной техники внутри страны», — считает Алексеев.

«В данном случае Китай нам не конкурент, здесь мы, скорее, хотим получить накопленный китайцами опыт», — соглашается аналитик «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Шаго. Более того, по мнению экспертов,

сотрудничество с китайцами позволит нам получить западные технологии по производству высокоскоростных поездов, которые уже внедрены в КНР, но делиться которыми тот же Siemens с РЖД пока не спешит, «безболезненнее, быстрее и дешевле».

Какая именно форма сотрудничества будет между Китаем и Россией — пока сказать сложно. «Возможно участие каких-то специалистов, а не просто рабочих, например инженеров, которые проектировали высокоскоростные линии. Возможна поставка оборудования и комплектующих для поездов», — резюмирует Шаго.

Новости и материалы
Россия будет поставлять газ Китаю со скидкой в ближайшие годы
Над российскими регионами сбиты восемь украинских беспилотников
Экс-советник Пентагона объяснил, почему Украина уже проиграла в военном конфликте
В МИД РФ предупредили о последствиях маневров НАТО у границ России
Одесса оказалась частично обесточена после взрывов
Россиян предупредили о самых опасных осложнениях грыж
Секретная служба США приготовилась защищать Трампа в тюрьме
В Одессе произошли взрывы
Мировая премьера фильма Ивана Соснина «Пришелец» пройдет на ММКФ
В марте россияне активно покупали товары для рассады
В России вырос средний платеж коллекторам
В Китае ответили на выделение помощи США Тайваню
Синоптики рассказали о погоде в Москве 24 апреля
Южная Корея и США провели учения по противодействию помехам работы GPS со стороны КНДР
Японский лунный модуль SLIM неожиданно пережил третью лунную ночь
Директора московской школы осудили за организацию покушения на жену депутата
Колумбия направила США ноту протеста
На Украине пропали четыре бразильских бойца Иностранного легиона
Все новости