Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Больше государственных, меньше независимых

«Норникель» получил двух представителей государства в совете директоров

Государство усилило позиции в «Норникеле», получив двух представителей в совете директоров компании. Госпредставителей могло быть и трое. Однако ВЭБ, в залоге у которого находится блокпакет ГМК, неожиданно проголосовал не за своего кандидата, а за кандидата «Металлоинвеста» Фархада Мошири.

Главные акционеры «Норникеля» — «Русал» и «Интеррос» — получили паритет в совете директоров компании, избранном на собрании акционеров, проходившем во вторник в Москве. У каждого из них по четыре кандидата в совете, выяснилось после затянувшегося на два часа подсчета голосов, который, по признанию гендиректора ГМК Владимира Стржалковского, утомил всех собравшихся. От «Русала» в совет вошли представители его акционеров Михаила Прохорова и Виктора Вексельберга, в прошлый состав совета не попадавшие.

Государство получило двух представителей — наряду с переизбранным главой совета, экс-главой администрации президента Александром Волошиным, директором стал зампред ВТБ Василий Титов. «Государство получит еще большее влияние и будет пристально наблюдать за всеми аспектами политики компании», — уверен аналитик «Уралсиба» Николай Сосновский. Такое внимание властей не случайно: в залоге у госбанков — ВЭБа и ВТБ — находятся пакеты бумаг ГМК, принадлежащие «Русалу» и «Интерросу». Счетная палата уже проверяла сделки по покупке подконтрольной ГМК ОГК-3 долей в «Русиа петролеум» и американской Plug Power, а также акций самого «Норникеля».

Госпредставителей в совете директоров ГМК могло быть и трое.

За зампреда ВЭБа Анатолия Балло проголосовал «Русал» двумя процентами своих акций, что вместе с долей, принадлежащей самому госбанку, должно было обеспечить ему прохождение в совет директоров.

Банк владеет более 3,6% акций «Норникеля», приобретенных им на фондовом рынке в рамках размещения средств Фонда национального благосостояния. Кроме того, у ВЭБа в залоге блокпакет ГМК, принадлежащий алюминиевой компании.

Однако сам госбанк неожиданно преподнес сюрприз, проголосовав не за Балло, который в совет так и не прошел, а за Фархада Мошири — представителя еще одного акционера, холдинга «Металлоинвест». Холдинг, впрочем, официально наличие бумаг не подтверждал. По неофициальной информации, у холдинга Алишера Усманова около 4%.

Как сообщил источник «Газеты.Ru», близкий к «Норникелю»,

по итогам голосования Мошири занял второе место по числу голосов, уступив только генеральному директору компании — Владимиру Стржалковскому.

«Металлоинвест» сумел пролоббировать во власти своего представителя», — констатирует аналитик Unicredit Securities Марат Габитов. Упрочение позиций Усманова может дать новый толчок к переговорам о слиянии в металлургии, не исключает Сосновский: возможно, Мошири в компании будет представлять интересы «Ростехнологий», ВЭБа и «Металлоинвеста». Впрочем, для «Металлоинвеста» главным стимулом к объединению было разрешение проблемы с долгами, что сейчас уже менее актуально, считает Габитов. «Сейчас для всех акционеров может быть более важным вопрос получения дивидендов: без ущерба для капвложений и выплаты долгов ГМК мог бы потратить на их выплату до $2 млрд», — предполагает аналитик. В любом случае продолжения прежнего конфликта между Олегом Дерипаской и Владимиром Потаниным ожидать не приходится: акционерам сейчас уже не до этого, прогнозирует Сосновский.

В «Русале», «Интерросе» и «Металлоинвесте» от комментариев отказались. Волошин на брифинге лишь выразил сожаление, что совет покинул независимый директор Джон Холден. Теперь в полной мере независимым директором можно считать только Алана Миллса. О представителях госбанков и «Металлоинвеста» как о независимых кандидатах в «Норникеле» говорят с оговорками.

Источник, близкий к совету директоров «Норильского никеля», сообщил «Газете.Ru», что, выступая на собрании, Мошири оценил «Норильский никель» как компанию с уникальной стратегической позицией и самыми низкими издержками в отрасли, однако заявил, что, «несмотря на лидерство в отрасли, стоимость акций компании отстает от отраслевого уровня на 30%».

«Я считаю это результатом плохого корпоративного управления и ряда решений, принятых в интересах мажоритарных акционеров, которые снизили стоимость компании», — передал источник слова Мошири.

Как пример нарушений прав миноритарных акционеров Мошири привел выкуп собственных акций «Норникеля» в четыре раза выше рыночной цены ($1,7 млрд) и попытку продажи их же за $400 млн.

Он также высказал неодобрение независимыми директорами использования инвестиционных фондов ОГК-3 для покупки спорных активов и последующей попытки продажи ослабленной компании за часть от ее настоящей цены. По его словам, это является «подтверждением намеренной политики мажоритарных акционеров по нарушению прав миноритарных».

Мошири пообещал вместе с независимыми директорами «улучшать корпоративное управление и защищать в будущем права миноритарных акционеров и кредиторов».

Новости и материалы
Следствие просит суд арестовать девятого фигуранта дела о теракте в «Крокусе»
Посол прокомментировал заявления Армении о принуждении к вступлению в Союзное государство
ВМФ проведет учения в Баренцевом море
Тренер клуба РПЛ высказался об украинцах
В США выразили беспокойство темпами модернизации ядерного оружия
В России взлетели цены на один вид рыбы
В Одессе произошли взрывы
Названы 5 лучших смартфонов марта, которые продают в России
Названы три проблемы, которые ждут бывшего владельца проданного авто
Названо условие, которое позволит Александру Емельяненко продолжить карьеру
Актриса Толкалина снялась полностью обнаженной
В МИД РФ уверены, что Ереван не должен верить обещаниям ЕС о доступе к рынку
В Таджикистане откроют центры языковой подготовки для будущих мигрантов
Ягудин отказался называть Малинина человеком
Следователи продолжают работу в «Крокус Сити Холле»
В Госдуме назвали цинизмом жалобы главкома ВСУ на нехватку оружия
В России подешевеет кроссовер Omoda C5
В России готовят закон о запрете иноагентам выдвигаться в депутаты
Все новости