Текущий год принесет мировой авиации около $9 млрд (6,4 млрд евро) убытков. Причина, по мнению специалистов IATA, в продолжающемся финансовом и экономическом кризисе, несущем резкое падение спроса на пассажирские и грузовые перевозки. Новый прогноз в два раза усилил печальные мартовские ожидания: тогда IATA ждала $4,7 млрд убытков. А еще тремя месяцами — лишь $2,5 млрд. Также к июню ассоциация скорректировала данные по итогам ушедшего года. Убытки за 2008 год равны $10,4 млрд вместо ранее названных $8,5 млрд.
«В современной истории нет прецедентов, сравнимых с сегодняшней рецессией, — заявил на презентации доклада гендиректор IATA Джованни Бизиньяни. — Это самая трудная ситуация, в которой отрасль оказалась за все время своего существования». После трагических событий 11 сентября 2001 года выручка авиакомпаний упала на 7%, показатели вернулись на прежний уровень через три года. И это было в условиях сильного роста экономики, напомнил Бизиньяни. В этот раз падение выручки составило 15% ($80 млрд).
Существование отрасли находится под угрозой, отметил глава IATA. Он напомнил, что для воздушных перевозок, в отличие от банков и других отраслей индустрии, не существует отдельного плана спасения.
Ожидается, что к концу года воздушный грузооборот уменьшится на 17%, до 33,33 млн тонн грузов. В 2008 году эта цифра составила 40,1 млн тонн. Пассажирские перевозки упадут на 8% (до 2,06 млрд пассажиров).
При этом относительно неплохо дела будут обстоять у североамериканских перевозчиков, считает IATA. Их убыток может составить $1 млрд по сравнению с $5,1 млрд в 2008 году. Правда, мартовский прогноз обещал им $100 млн дохода. Европейские авиакомпании продемонстрируют убытки на уровне $1,8 млрд, причиной станет серьезное падение спроса на перевозки класса «люкс». Как ранее писала «Газета.Ru», ряд европейских авиаперевозчиков временно ограничили число мест премиум-класса в своих самолетах, расширив, соответственно, ассортимент более дешевых билетов.
Авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона зафиксируют убытки на уровне $3,3 млрд, Ближнего Востока — $1,5 млрд, Латинской Америки — $900 млн, Африки — $500 млн.
Российские авиакомпании не составят исключения. За первый квартал они перевезли на 20,5% пассажиров меньше аналогичного периода прошлого года. Грузоперевозки упали еще существеннее — на 33%.
Определенную поддержку авиаторам оказывает лишь падение цен на топливо. Прогноз IATA строится на базе средней цены марки Brent на уровне $56 за баррель. Топливные издержки при такой стоимости составят 23% эксплуатационных расходов авиакомпаний (в 2008 году — 32% при средней стоимости $99 за баррель). При указанном ассоциацией падении спроса на перевозки несколько снизится и потребность в авиатопливе. В результате общие траты на топливо у авиакомпаний упадут на $59 млрд и составят $106 млрд по сравнению с $165 млрд за 2008 год).