Кого слушает президент

Крапленый тендер

Информацию о тендерах публикуют так, чтобы не нашли

«Газета.Ru» 06.06.2009, 13:40
Brand X Pictures/East News

Чтобы обойти требования прозрачности конкурса, при размещении информации о госзакупках заказчики пользуются слабыми местами поисковых программ. Из-за замены букв в ключевых словах объявления случайные предприниматели никогда не найдут нужный тендер. Федеральная антимонопольная служба считает эти действия коррупционными.

Наличие официальных сайтов, на которых законом требуется размещать данные об объявленных тендерах на госзакупки, формально облегчает работу малого и среднего бизнеса. Но реально заказчики делают все возможное, чтобы не допустить случайных людей к денежным контрактам. На официальном сайте о госзаказах ряд документов оформлен так, чтобы максимально затруднить поиск информации. Напомним, обязательная публикация данных о размещении заказа на официальном сайте прописана в законе №94-Ф3 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Самый распространенный пример мошенничества в этой сфере — замена части букв в слове на латинские, на цифры или на специальные символы.

Так, разницу между «а» в русской и в латинской раскладке заметить невооруженным взглядом невозможно. Русская «к» и латинская «k» различаются незначительно, как и буква «о» и символ «0» (ноль). Но для поисковой системы, работающей по сайту, это уже совершенно другие слова. На частоту таких замен на официальном сайте РФ Zakupki.gov.ru обратил внимание Иван Бегтин, создатель тематической поисковой системы по государственным закупкам Enotpoiskun.ru. В своем блоге он приводит примеры закупок, где выявлены чередования русских и латинских букв в словах. Файл содержит 990 примеров. Явно заметны изменения, в частности, в названии заказа «на право заключения государственного k0нтраkтa нa пр0д0лжeниe рeк0нcтрукции 0бъekтa «Рek0нcтрукция пр0изв0дствa тубeркулин0в для диaгн0cтиkи бakтeри0з0в у жив0тных». Если же в словах заменены буквы «с», «х», «р», «а», «у» — разницу вообще никто не увидит.

Как пояснили «Газете.Ru» заинтересованные лица, это делается для того, чтобы заявки на данные заказы могли подать только определенные «прикормленные» компании, которых отдельно проинформируют о размещении заказа. «Случайные» исполнители, особенно из числа малого бизнеса, просто не будут знать об открытии конкурса. Федеральная антимонопольная служба в курсе существования подобной проблемы, рассказали «Газете.Ru» в ведомстве. Для пресечения подобных действий в дальнейшем Минэкономразвития ведет работу по модернизации портала. ФАС, со своей стороны, ведет работу с уже существующими нарушителями.

«Такие данные выявляются, заказчик попадает под внеплановую проверку, — говорит начальник управления ФАС России по контролю за госзаказом Михаил Евраев. — После этого торги аннулируются, а должностное лицо выплачивает штраф в размере 50 тыс. рублей».

Помимо этого письмо с информацией направляется руководителям ведомств, подведомственные учреждения которых размещают заказ. Также «сведения о коррупционных действиях ФАС направляет в Министерство внутренних дел и в прокуратуру», — добавляет Евраев. Комментарии Минэкономразвития и Генпрокуратуры получить не удалось.

«Конечно, поисковик не будет находить страницу, на которой таким образом поменяли символы, — говорит генеральный директор агентства интернет-маркетинга Matik Алексей Рожков. По мнению аналитика iKS Consulting Елены Крыловой, обойти такую хитрость нетрудно, так как количество возможных замен ограничено. «Чисто теоретически поисковики могут отслеживать такие случаи и сделать так, чтобы машина находила и эти документы. Не думаю, что это очень сложно, — соглашается Рожков. — Но не факт, что они этим будут заниматься».

Впрочем, технологии, которые могут решить проблему, существуют. Так, поисковая система «Яндекс» при индексации текстов и анализе запросов латинские буквы «a», «o», «k» и другие символы, похожие по написанию на русские, заменяет на соответствующие русские, объяснил «Газете.Ru» руководитель отдела веб-поиска компании «Яндекс» Александр Садовский: «поэтому поиск умеет найти текст со словом «ваkцина», даже когда пользователь введет слово «вакцина». Правда, специалист признает, что в неоднозначных случаях, когда используемые символы мало похожи на оригинальные, например, при замене «о» на «0» (ноль), поиск не меняет буквы в словах. «Если известно, что тексты на сайте могут быть так искажены, их можно найти, используя язык запросов», — уточняет Садовский. Ряд других поисковых систем не делает даже таких замен.

Аналогичный механизм применяется при рассылке спама. Фильтры, отсеивающие нежелательный контент, также ищут ключевые слова в теле сообщения. В случае нетривиальной замены символов спам-фильтр может пропустить послание.