Поисковикам велели забыть все

Еврокомиссия собирается ограничить до 6 месяцев срок, в течение которого поисковые компании могут хранить конфиденциальные данные об интернет-пользователях

Павел Лебедев 09.04.2008, 10:40

Еврокомиссия собирается ограничить до 6 месяцев срок, в течение которого поисковые компании могут хранить конфиденциальные данные об интернет-пользователях. Это может негативно сказаться на качестве поисковых услуг и снизить доходы от рекламы. В России подобные ограничения пока не предвидятся.

Подразделение Еврокомиссии Article 29 Working Party (занимается защитой прав граждан на частную жизнь) выработало новые рекомендации для поисковых компаний, которые занимаются сбором информации о пользователях. Еврочиновники собираются ограничить срок хранения пользовательских данных 6 месяцами. Сейчас он составляет 18 месяцев у Google и Yahoo и 13 месяцев для поисковика MSN. Как сообщает «Би-би-си», рекомендации, скорее всего, будут утверждены Еврокомиссией, что неизбежно приведет к конфликту с крупнейшими поисковыми компаниями — Google, Yahoo и Microsoft.

Поисковые компании отслеживают деятельность пользователей при посещении определенных сайтов — например, анализируется информация о поисковых запросах, поступающих с того или иного IP-адреса (присваивается одному или нескольким компьютерам при подключении к интернету).

Эти данные используются для улучшения поиска и для показа рекламных объявлений, исходя из интересов пользователя.

Лидер поисковой индустрии Google уже выступил с критикой рекомендаций Еврокомиссии. Адвокат компании по защите конфиденциальной информации Питер Флейшер заявил в своем блоге, что сокращение сроков хранения пользовательских данных негативно скажется на качестве поисковых результатов. Представители Yahoo и Microsoft ситуацию пока никак не комментировали.

Забота о качестве предоставляемых сервисов — не единственная причина недовольства Google. «Реклама — основной источник доходов поисковых компаний, поэтому они стремятся предоставить рекламодателям как можно больше информации о пользователях», — рассказала «Газете.Ru» аналитик iKS-Consulting Елена Крылова. «С другой стороны, рекламодатели не заинтересованы в устаревшей информации, поэтому снижение сроков хранения данных с 18 до 6 месяцев не будет критичным», — предполагает Крылова.

На юридическом уровне решение Еврокомиссии будет означать, что сведения об IP-адресе пользователя будут приравнены к личным данным.

В Google подобную трактовку считают неверной, так как один IP-адрес часто присваивается сразу большому числу компьютеров.

С представителями Google соглашается аналитик J`son & Partners Григорий Бецков. «Как правило, интернет-провайдеры присваивают один IP-адрес сразу целому сегменту своей сети, а индивидуальный IP-адрес можно получить только за дополнительную плату», — рассказал «Газете.Ru» аналитик.

И Крылова, и Бецков считают, что чиновникам в любом случае будет сложно проконтролировать, действительно ли поисковые компании удаляют пользовательские данные в установленный срок.

В России же проблемой защиты конфиденциальных данных интернет-пользователей еще никто всерьез не занимался.

В «Яндексе» «Газете.Ru» сообщили, что собирают только обезличенную информацию об интересах аудитории (запросы, клики на подсказки и т. д.), не привязывая ее к конкретным пользователям. По мнению руководителя отдела веб-поиска «Яндекса» Александра Садовского, «можно и нужно требовать соблюдения конфиденциальности информации, но необходимость полностью удалять статистическую информацию запросов затруднит повышение качества поиска».