Кого слушает президент

Kalina Cross и горный кросс

Тест-драйв Lada Kalina Cross

Алина Распопова 13.11.2014, 13:27

Новая Lada Kalina Cross будет стоить от 409 тыс. руб. Переднеприводный кроссовер стал первым шагом в новом для «АвтоВАЗа» сегменте. Действительно ли компания научилась делать кроссоверы и насколько в них не страшно ездить по разбитым дорогам и грязи, корреспондентка «Газеты.Ru» проверила в горах Казахстана. Автомобиль удивил непробиваемой подвеской, высокой проходимостью и приятной внешностью.

Кроссовер за 12 недель

В России и ближнем зарубежье нужны кроссоверы. Спорить с предпочтениями клиентов и требованиями рынка бессмысленно – либо сиди над разработками круглыми сутками и создавай новый продукт, либо, шагом марш с рынка. К такому выводу пришли и руководители тольяттинского автогиганта. О том, что компания намерена выйти в этот востребованный сегмент, «АвтоВАЗ» намекнул еще в 2012 году, когда главный дизайнер компании Стив Маттин представил на Московском автосалоне концепт-кар Lada XRay. В полный голос об этом было заявлено в нынешнем году, когда во время очередного автосалона в Москве публике показали полноценный прототип будущего автомобиля. Совсем недавно президент компании швед Бу Андерссон пообещал, что новинка выйдет в продажу уже в ноябре 2015 года.

Но в случае с XRay у компании нет права на ошибку. Слишком уж ожидаем автомобиль и высоки ставки.

Чтобы проверить свои возможности, «АвтоВАЗ» в конце сентября запустил продажи переднеприводного кроссовера Lada Kalina Cross, созданного на базе знакомой нам Lada Kalina.

Весь путь от разработки до готового автомобиля был пройден в рекордно короткий срок – за 12 недель. В конце мая было принято решение о выпуске Cross и получено одобрение Андерссона, в начале июня началась разработка, и в течение двух месяцев было подготовлено производство.

В компании уверяют, что таких темпов им удалось достичь благодаря отлаженному процессу производства уже существующей модели. Были использованы существующие настройки. Так, например, произошло с ABS.

Кроме того, автомобиль сразу показал хорошие результаты при краш-тестах, что позволило избежать проведения дополнительных испытаний, а разработка пластикового обвеса параллельно велась на аутсорсинге у иностранной компании.

В итоге первые 200 автомобилей дилеры уже получили и начинают продажи. До конца года будет произведено не более 500 автомобилей. Дело в том, что до этого времени ряд деталей будет изготавливаться не на «АвтоВАЗе» и компании это невыгодно. В новом году это производство будет налажено непосредственно в Тольятти. Чтобы избежать проблем с качеством автомобилей, с дилерскими центрами постоянно держат связь представители «АвтоВАза», которые могут оперативно реагировать при появлении жалоб у клиентов и принять решение о ремонте или замене автомобиля. Всего у автомобиля будет две версии. Стартовая с 87-сильным мотором стоит от 409 тыс. руб. К концу года появится версия побогаче — с более мощным 106-литровым мотором и коробкой «автомат», цена которой пока не сообщается. О полноприводной версии мечтать не стоит.

Кто это?

Дизайн Cross, над которым работал непосредственно Стив Маттин, получился незамысловатым, но складным. Бампер интересной формы, защитные накладки спереди и по бокам, широкие колесные арки, рейлинги на крыше и, конечно, внушительного размера задние фары. Однако, глядя на капот, все-таки кажется, что перед тобой легковушка. Удлиненная мордочка никак не создает впечатление того, что автомобиль обладает напористым характером и готов покорять плохие дороги.

Вся «кроссовость» досталась задней части автомобиля – здесь и широкий кузов, и внушительная накладка на задний бампер цвета металлик.

Скоро у модели должны появиться колесные диски новой формы, изготовленные специально для нее. Впечатление Kalina Cross производит хорошее – с виду она гораздо веселее большинства того, что могут предложить в этом сегменте китайцы, да и на фоне коллег по цеху — Renault и Dutsun — модель держит марку. Похоже, что Стиву постепенно удается сделать так, чтобы проходящие мимо люди не сразу признавали в машинах «АвтоВАЗа» гостей из Тольятти.

«Наши автомобили должны выглядеть так, чтобы людям не было стыдно на них ездить и больше не возникало ассоциаций, что у них нет денег на нормальную машину»,

— говорит руководитель проекта Олег Груненков, усаживаясь на заднее сиденье нашей белоснежной Lada. Я же погружаю в большой багажник чемодан, с третьей попытки захлопываю багажник и отправляюсь на водительское место, чтобы изучить салон.

Такой оранжевый

Оказавшись внутри Kalina Cross, консерваторы вздрогнут. Здесь повсюду их будут встречать ярко-оранжевые вставки – и на сиденьях, и в обивке дверей, и на руле. Именно такой цвет больше всего понравился участникам фокус-групп.

Известно, что в Татарстане лидером по опросам стал зеленый цвет, а в северных регионах люди попросили «что-нибудь серенькое, поспокойнее».

Смелое решение, учитывая, что в самом «АвтоВАЗе» склоняются к мысли, что этот автомобиль рассчитан главным образом на покупателей в возрасте 40–50 лет. Но скоро появится и второй вариант отделки, который при таком положении дел должен быть менее вычурным. Между прочим, в цвет интерьеру Kalina Cross можно будет заказать и в специальном цвете кузова «Апельсин».

Откровений в салоне ждать не приходится — здесь вас встретит знакомая «Калина».

Из того, к чему придется привыкать, — новые сиденья для водителя и пассажира с поясничной поддержкой, усевшись в которые, чувствуешь себя как на большом мягком диване.

Сначала кажется непривычно мягко, и начинаешь ожидать подвоха, но, проехав порядка 300 км за день по дорогам с ямами и ухабами, придется согласиться, что они действительно удобны. Поясничной поддержки как таковой я не заметила, но попрыгав по казахским дорогам, спина под вечер не ныла. Хотя, некоторые коллеги, напротив, вздыхали. Жаловались, что ехать было неудобно и сиденья вышли чересчур мягкими.

В салоне тот же простецкий пластик и печальная панель приборов. Зато нет едкого вонючего фенольного запаха, которым встречает гостей большинство представителей китайских марок. Сзади с комфортом разместятся двое пассажиров плотной комплекции, а при желании еще и ребенок (есть крепления для детских кресел) или собака. Головами о потолок биться никто не будет. Хотя, когда автомобиль несколько раз подбрасывало и на пару секунд возникало ощущение невесомости, проскальзывала мысль о том, что на моем счету будет несколько шишек на затылке автора проекта.

Как лично заверил Андерссон, конструктор увеличил плотность кузова до 80%, приблизившись тем самым к стандартам Renault. В салоне снижен уровень скрипа, а двери работают лучше. Кроме того, была доработана и усилена шумоизоляция салона.

Включаю безбожно кашляющую и шипящую на басах штатную магнитолу. Не только наличие USB-входа, но и возможность слушать музыку с SD-карты порадовали, однако не перекрыли ужасающего качества работы штатной системы. Попытки подключить к ГУ мобильный телефон не увенчались успехом – устройство наотрез отказалось понимать, что от него хотят. Отогнав мысли о том, что это первое, что захочется сразу поменять в автомобиле и забыть, как страшный сон, отправляюсь в путь.

Тише едешь, дальше будешь

В машине действительно достаточно тихо. На скорости около 80 км/ч и при негромко включенной музыке спокойно можно вести беседу с пассажирами сзади. Подобранные для модели шины Pirelli не только хорошо держат дорогу, но и ведут себя тихо. Конечно, на более высокой скорости или же при резком старте в салон врывается шум мотора, но раздражения это не вызывает, и к низкому гулу, который пытается пробраться в автомобиль, привыкаешь. Кстати, о разгоне. Вернее, его отсутствии.

Заявленные 12 секунд до сотни при попытках обгона растягиваются на целую вечность. Кажется, что к маневру лучше готовиться как минимум за полчаса.

Обгоняя фуру, нужно долго и терпеливо держать «педаль в пол», чтобы начало происходить хоть что-нибудь. Спустя некоторое время, когда ты уже забываешь, что начинал делать, машина резко вздрагивает и прыгает вперед. Поэтому выходить на обгон приходится на третьей скорости, но и тогда, с трудом поравнявшись с автомобилем справа, с ужасом отгоняешь мысль, что так и не сможешь вырваться вперед. О, где же вы, обещанные 106 лошадок! А вот «на низах» мотор срабатывает хорошо и покорно тащит автомобиль вверх по горным дорогам, буеракам и горкам.

Когда вам все-таки удастся набрать желаемую скорость, автомобильчик порадует устойчивостью и хорошими вхождениями в повороты. От покорения казахстанских серпантинов даже можно получить удовольствие и долю драйва. Комфортно можно чувствовать себя при движении до 120–130 км/ч. Коллеги-экстремалы выжимали из Kalina Cross все 160 км/ч, но в повседневной жизни на таком автомобиле вряд ли захочется лихачить. Отметим, что автомобиль получил модернизированный привод сцепления, вакуумный усилитель тормозов с педалью, а у пятиступенчатой коробки передач теперь тросовый привод.

Подвеску не пробить

Одна из самых сильных сторон автомобиля — практически «неубиваемая» подвеска. При езде по трассе и попадании в серьезные ямы автомобильчик подпрыгивает и мягко приземляется, обеспечивая водителю и пассажирам неплохой эффект американских горок. Дороги Казахстана полны неожиданностей, и качество их скачет то в одну, то в другую сторону. Все отрезки независимо от их разбитости можно было проходить, не снижая скорость. Подвеска честно отрабатывает выбоины и буераки.

В сочетании с высоким клиренсом в 183 мм, что на 23 мм выше, чем у стандартной Kalina, автомобиль приобретает уверенные внедорожные характеристики.

Над настройками шасси поработали на полигонах во Франции и Испании те же специалисты, что трудились над поведением Renault Logan. Конечно, эта машина не для того, чтобы месить грязь и покорять берега горных рек – даже не пытайтесь. Но вот проехать по разбитой сельской дороге с глубокой колеей — без проблем. Заехать в лес, подняться на размытую горку и вернуться обратно – тоже получится, если вы хорошо владеете рулем. Дальше все зависит только от финансовых расчетов.

Итог

Бывшее руководство «АвтоВАЗа» в новом проекте узнало свои прежние разработки.

Только вот изначально модель должна была стать самой дешевой в линейке Lada и называться «Дача». В списке утилитарных решений для проекта называлось даже корыто, которое находилось прямо в багажнике.

В итоге получилось наоборот. За стартовую комплектацию «Норма» при выборе Kalina Cross нужно подготовить 409 тыс. руб. — это на 53,4 тыс. руб. дороже стандартного универсала в этой же базовой версии. В нее входят, в частности, одна подушка безопасности для водителя, ABS, передние стеклоподъемники с электроприводом, противоугонная сигнализация. Зато Kalina Cross также может похвастать литыми дисками с индивидуальным дизайном, подогревом сидений и зеркал, аудиосистемой и кондиционером. Максимальная стоимость модели до сих пор не определена – пока специалисты «АвтоВАЗа» называют примерные цифры около 470 тыс. руб. Kalina Cross называют по-разному — моноприводный кроссовер, легковой автомобиль с повышенной геометрической проходимостью, псевдокроссовер. «АвтоВАЗ» занялся селекцией и вырастил нечто большее из Kalina. Машинка может конкурировать с китайцами, например Geely MK Cross, и коллегами по цеху — Renault Sandero Stepway. Но те, кому будет нужен настоящий кроссовер, еще успеют поднакопить денег в ожидании XRay.