Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Завод одной модели

Как работает завод «GM-АвтоВАЗ»

На заводе «GM-АвтоВАЗ» в Тольятти уже почти 15 лет собирают только одну модель — внедорожник Niva Chevrolet. В кризис, чтобы избежать сокращений, предприятие перешло на работу в одну смену, а конвейеры стали работать на максимальной скорости. Как живет завод в ожидании инвестиций для запуска новой модели, который откладывается больше года, какую зарплату получают рабочие и как они могут убедить руководство ее поднять – в материале «Газеты.Ru».

По сравнению с соседом-автогигантом «АвтоВАЗом» совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ» в Тольятти выглядит более чем компактно. Начиная с самого основания в 2001 году завод выпускает всего одну модель – Niva Chevrolet. Феномен ее в том, что, несмотря на падение спроса на новые автомобили, недавнее повышение цен, да и в целом на редкие обновления в облике модели, поклонники «шнивы» год за годом обеспечивают стабильные цифры продаж.

Рыбаки, охотники и любители бездорожья, конечно, умерили свои аппетиты, но не отказываются от своих увлечений, несмотря на кризис. На площади около 138 тыс. кв. м располагаются цех сборки неокрашенных кузовов, цех финишной сборки «черного» кузова, цеха окраски и сборки, а также вспомогательный цех и административный корпус. Корреспондент «Газеты.Ru» совершила экскурсию по заводу, посмотрела, как собирают и тестируют внедорожники, а также узнала о жизни рабочих в российском Детройте, где найти работу с достойным окладом довольно непросто.

Работа и зарплата

Чистые цеха, улыбчивые сотрудники и много симпатичных девушек — вот первое впечатление от предприятия. Первым делом, однако, меня ведут не на производство, а через административные помещения. Там в открытом пространстве работает весь офисный персонал. Отдельные кабинеты только у руководителей — они с прозрачными окнами, поэтому можно видеть все, что там происходит.

Само предприятие можно обойти довольно быстро, поскольку линия штамповки деталей кузова и линия сварки каркаса кузова расположены на мощностях «АвтоВАЗа».

Оттуда на предприятие и поступают готовые кузовы народного внедорожника Niva Chevrolet, после чего производятся сборка автомобилей и их тестирование перед отправкой дилерам. Как рассказывают, в цехе окраски работает около 65% девушек. На сборке, наоборот, больше мужчин.

Поскольку существенная часть работ выполняется на мощностях «АвтоВАЗа», а объемы производства скорректированы текущей экономической ситуацией,

численность работников с учетом административного персонала составляет всего 1,4 тыс. человек.

Для сравнения масштабов отметим, что на предприятии «Renault Россия» в Москве работают 4453 человека, на «АвтоВАЗе» — более 43 тыс.

Как утверждают на заводе, последние сокращения были на предприятии еще в 2009 году. Тогда рабочих перевели на одну смену и урезали штат. В 2010 году часть людей вернули на производство. В текущих условиях на «GM-АвтоВАЗ» смогли сохранить объемы выпуска, но серьезно скорректировали график работы.

«С 24 февраля мы перешли на так называемую одну более эффективную смену, — рассказали в пресс-службе предприятия корреспонденту «Газеты.Ru».

– Мы увеличили скорость конвейера до максимума, а две смены объединили в одну. При этом мы смогли полностью сохранить штат и не лишать работы людей, многие из которых имеют кредиты.

Завод работает пять дней в неделю — с понедельника по четверг у нас девятичасовой рабочий день, а в пятницу — до 11 утра. В целом все работают по 40 часов в неделю — не более. В итоге люди получают полную зарплату и имеют практически половину пятницы».

Как уверяют на «GM-АвтоВАЗ», перевод конвейера на максимальный режим не усложнил условия труда рабочих. «К примеру, на конвейере работало 100 человек, мы увеличили скорость в два раза, но и людей на конвейере стало в два раза больше — операции стали короче для каждого сотрудника, — объясняют на предприятии. — Так, если, к примеру, на операцию требовалась одна минута, то теперь — 30 секунд. На производстве есть группа анализа загрузки, и в ее обязанности входит высчитывать, какая нагрузка у каждого человека. По оценкам экспертов, нагрузка не изменилась вообще. Конечно, все непривычное порой воспринимается болезненно, но ко всему можно привыкнуть и адаптироваться».

Недовольные нововведением действительно есть, часть из них предпочла уволиться и найти другую работу. К примеру, Никита, которому около 30 лет, пять последних из которых он проработал на «GM-АвтоВАЗ», а затем сменил работу. Его не устроили не только новые условия труда, но и отсутствие премий в желаемом объеме. Сначала он работал в ремонтном отделе, где устраняются дефекты уже у товарных автомобилей. После чего его вместе еще с несколькими сослуживцами отправили на линию.

«Все началось в 2015 году, когда гендиректором «GM-АвтоВАЗ» стал поляк Ромуальд Рытвински, — рассказал Никита «Газете.Ru».

– Когда новый руководитель только пришел знакомиться с заводом, первое, о чем он спросил, почему на конвейере люди двигаются так медленно. Он сказал, что все можно делать быстрее.

Сокращений действительно не проводили, зато изменили условия труда. Две смены с 7 утра до 15.30 и с 15.30 до 00.00 превратили в одну – с 7 до 15.30. Увеличили план, по ощущениям выросла и нагрузка — целый день бегаешь как угорелый, медлить нельзя, сразу начнешь отставать. Часть персонала переводят на линию. Многих это не устроило, и люди стали уходить, искать лучшие места. Не думают об этом только те, кто не может рисковать — сидят в кредитах, ипотеке или просто боятся, что ничего лучшего найти не смогут.

Сейчас у рабочих в ремонтном отделе оклад составляет 24 тыс. руб. На линии платят поменьше — 21–22 тыс. руб. Инженеры, само собой, могут заработать больше.

Премий за изменение условий работы никаких нет. Я в конце прошлого года получил всего 8 тыс. руб., а в лучшие времена нам полагалась и 13-я зарплата. При Джеффри Гловере (гендиректор «GM-АвтоВАЗ» с 2009 по 2013 год. — «Газета.Ru») на многое закрывали глаза, не штрафовали лишний раз. А теперь за малейший проступок лишают поощрений. Моя подруга сходила в академотпуск — вот тебе и низкая оценка работы. Это означает, что повышение зарплаты по итогам года ее не ждет. Если в среднем прибавка составляет 500–1500 руб., то ей повысят рублей на 300».

Примечательно, что такая зарплата может считаться средней по Тольятти. При этом некоторые рабочие на «АвтоВАЗе» утверждают, что о таких зарплатах «могут только мечтать».

Между тем на «GM-АвтоВАЗ» с щепетильностью рассказывают о том, как каждый работник может внести улучшения и изменения в свою работу — от маршрута транспорта до обустройства своего рабочего места. «Два раза в год мы проводим индивидуальную оценку трудовой деятельности персонала, по итогам которой происходит увеличение заработной платы, — рассказали в пресс-службе.

— Несправедливо повышать оклады сотрудникам одинаково, так как одни работают с максимальной отдачей, другие — нет.

Оцениваются качественное и своевременное выполнение целей, посещаемость, а также индивидуальные достижения. Также проходит личное собеседование с непосредственным руководителем, на котором можно обсудить результаты работы, планы развития и по итогам которого и принимается решение».

Планы и инвестиции

Приоритетная задача для «GM-АвтоВАЗ» сейчас — это старт выпуска модели Niva-2, который откладывается с 2015 года на неопределенный срок. Концептуальную модель представили на Международном московском автосалоне — 2014. Подробности проекта не разглашаются.

Однако совсем недавно губернатор Самарской области Николай Меркушкин заявил, что для организации производства новой Niva требуется 12–14 млрд руб.

Уже известно, что на Петербургском экономическом форуме было подписано соглашение между «GM-АвтоВАЗ» и Сбербанком России, который откроет компании кредитную линию. Источники «Газеты.Ru» на заводе предполагают, что полученные средства, в частности, будут направлены на создание отдельного литейного цеха, что позволит получить полную автономность от «АвтоВАЗа».

Новости и материалы
Российские полицейские накрыли канал нелегальной миграции в Омске
В ДНР считают, что дальнобойные ATACMS не помогут ВСУ
Украинцы призывного возраста больше не смогут получить загранпаспорта за пределами Украины
Директор Медиалиги Кортава рассказал, благодаря кому вылечился от рака
Россияне распробовали смартфоны Oppo
В МИД РФ прокомментировали передачу США Украине ракет ATACMS
Губернатор Курской области рассказал об атаках со стороны ВСУ
В Подмосковье на лавочке нашли плачущего грудного ребенка
Подносова прокомментировала грядущие изменения в судебной системе
«Они дотягивают до самых вершин»: Тарасова выбрала лучшую российскую пару фигуристов
В Госдуме заявили о засилье мигрантов в Мариуполе
Названы города России с самым быстрым интернетом
Российская пенсионерка отдала целительницам на улице 770 тыс. рублей
Стало известно, что решит судьбу матча ЦСКА — «Спартак»
Венгрия поддержала мирный план Китая по урегулированию ситуации на Украине
Несовершеннолетнего пранкера в Дагестане будут судить за призыв к терроризму
Байден поручил выделить $145 млн Украине по линии Госдепа
Экс-тренер ЦСКА заявил, что ему стыдно смотреть на игроков «Спартака»
Все новости