Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Авторынок начал за упокой

Продажи новых машин в январе упали на 28%

По данным «Газеты.Ru», в январе автомобильный рынок сократился примерно на 28%. За прошлый месяц было продано около 83 тыс. новых автомобилей, а у десяти ведущих марок отмечено снижение показателей. Эксперты не спешат делать выводы о том, как будет развиваться ситуация на авторынке в течение года, и не считают январский спад тревожным сигналом.

Кризис в российской экономике усугубляется. На фоне безуспешных попыток властей убедить россиян в том, что ситуация не столь плачевная, как может показаться, объективные данные свидетельствуют об обратном. Так, российский авторынок, еще несколько лет назад бывший едва ли не крупнейшим в Европе, продолжает стремительно скоращаться и приближается к минимальным показателям за многие годы.

За несколько дней до публикации ежемесячного отчета комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по продажам новых автомобилей «Газета.Ru» выяснила, что продажи новых машин в январе просели на 28%. Источники «Газеты.Ru» на данный момент не располагают информацией о январских показателях всех работающих в России автокомпаний, но предварительные подсчеты дают именно такую цифру. В общей сложности за первый месяц года в стране было продано всего около 83 тыс. новых машин, что на 32 тыс. меньше, чем в январе 2015-го, когда российский рынок уже находился в глубоком кризисе.

«На данный момент неизвестны итоги продаж по некоторым премиум-маркам, — поясняет источник на авторынке. — Без учета этих данных рынок сократился на 31%. С учетом доли премиума падение рынка будет чуть меньшим — около 28%».

Авторынок продолжил падение, даже несмотря на низкую базу. Так, в январе 2015 года было зафиксировано мощное снижение продаж — на 24,4%. Все запасы машин производства 2014 года по низкой цене к тому моменту уже были распроданы, а цены на автомобили, произведенные уже в январе, увеличились значительно больше, чем обычно из-за падения рубля.

Однако в этом году ситуация оказалась еще хуже. Все участники топ-10 российского рынка ушли в минус по итогам января.

Возглавляющая рейтинг продаж Lada реализовала в прошлом месяце около 15,5 тыс. автомобилей. Это на 11% меньше, чем было продано тольяттинским автогигантом в январе прошлого года.

Марка Kia продала 9 тыс. машин, что на 20% меньше, чем за первый месяц прошлого года. Январские продажи Hyundai, согласно отчету российского офиса марки, составили 8 тыс. единиц — на 37% меньше, чем в прошлом году. Однако в пресс-релизе, посвященном мировым продажам компании в январе, указано, что в России было реализовано еще меньше автомобилей — 6,7 тыс. единиц. Какая из двух цифр верная, в пресс-службе компании «Газете.Ru» уточнить не смогли. В любом случае спад у обоих корейских брендов получился значительным — в отличие от остальных массовых брендов корейцам удавалось весьма успешно поддерживать уровень продаж: по итогам минувшего года спад у Kia составил 16%, а у Hyundai — 10%.

Компания Toyota смогла продать только 6 тыс. машин (–15%), Renault — 5 тыс. (–43%), Volkswagen — 4,8 тыс. (–29%), Nissan — 4,5 тыс. (–51%), Skoda — 3,5 тыс. (–33%), Mitsubishi — 1,3 тыс. (–59%).

Из массовых марок нарастить продажи удалось только компании Ford, которая смогла реализовать в январе 2,3 тыс. автомобилей, превысив аналогичный показатель прошлого года на 24%. Успех в первую очередь обусловлен низкой базой.

Практически сошли на нет в январе продажи у Volvo. Шведская марка реализовала за месяц менее 20 машин — на 97% меньше, чем в прошлом году.

В то же время хороший уровень продаж продемонстрировал премиальный бренд Lexus, который передал клиентам 1,1 тыс. автомобилей (+57%). Японская марка и в прошлом году выделялась среди остальных брендов, будучи одной из немногих, кто сумел закончить его в плюсе. В целом же успех Lexus можно объяснить принадлежностью к премиум-классу, спрос на который в кризис не только не снижается, но даже растет.

Среди дилеров, как и в случае с некоторыми автопроизводителями, нашлись те, кто смог нарастить объемы продаж в феврале. Так, например, в компании «Рольф» «Газете.Ru» сообщили, что их продажи выросли в январе на 10% по сравнению с этим же месяцем 2015 года.

«Автомобильный рынок сейчас крайне неоднороден, — комментирует директор дилерских центров Toyota и «Lexus Ясенево» ГК «Рольф» Мария Малинская. — Успешные бренды и сильные дилеры демонстрируют результаты ощутимо лучше рынка, другие, напротив, сдают свои позиции. Компания «Рольф» в январе смогла добиться роста продаж на 10%. В будущем месяце мы рассчитываем значительно улучшить эти показатели, поскольку сейчас отмечаем рост клиентского трафика».

«Автомир» также реализовал больше новых машин: 2,6 тыс. единиц против 2,5 тыс. в январе 2015-го. «В целом в январе наблюдалось снижение покупательской активности, но сохраняли спрос сезонные предложения на автомобили прошлого года выпуска по большинству марок», — рассказывает руководитель отдела продаж «Автомира» Михаил Маракушев.

«Говорить о том, как будет складываться ситуация в течение года, пока рано, — говорит «Газете.Ru» гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. — Однако такой спад продаж в январе прогнозировался нами и укладывается в наш прогноз в целом на этот год.

Ожидания комитета АЕБ — сокращение в районе 5% — представляются нам нереалистичными. Мы ждем снижения рынка на 15–20%».

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов отмечает, что продажи в январе не показательны. «Объемы продаж в первый месяц года традиционно маленькие, поэтому в процентном выражении могут сильно отличаться год от года, — пояснил «Газете.Ru» Беспалов. — Конечно, в конце 2015 года начался процесс ухудшения макропараметров — он перекинулся и на январь. В результате многие люди в связи с неопределенностью решили пока воздержаться от покупок автомобилей. В дальнейшем уровень продаж, скорее всего, будет стабилизироваться относительно прошлого года».

Напомним, что государство продлило на 2016 год действие всех программ по поддержке авторынка и даже добавило новые, например по поддержке экспорта продукции российских автозаводов. Общий объем субсидий на этот год составит не менее 50 млрд руб. В Минпромторге считают, что за счет господдержки в 2016 году будет продано дополнительно около 600 тыс. автомобилей. В итоге, по прогнозу ведомства, общий объем авторынка не сократится по итогам года, а может даже и вырасти.

Однако меры господдержки, как поясняют эксперты, в условиях экономического кризиса не могут переломить негативный тренд. К тому же в январе многие компании продолжили повышать цены на ходовые модели. В очередной раз переписали ценники как минимум 17 марок. Например, Ford поднял цены сразу на восемь моделей 2016 года выпуска. Hyundai увеличил цены на седан и хетчбэк Solaris (+1,8–2,9%), Suzuki — на внедорожник Jimny (+1,9–2,1%), Porsche — на кроссовер Macan (+3%). Nissan поднял стоимость седана Almera с АКПП (+0,7–0,8%) и кроссовера Qashqai (+1,3–6,1%). Subaru повысил цену кроссовера Forester (+3,6–4,2%) и кроссовера Outback в отдельных комплектациях.

Новости и материалы
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Все новости