Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

«От украинского здесь почти ничего не осталось»

Как изменился отдых в Крыму за последний год

Петр Шкуматов 23.06.2015, 13:31
Артем Геодакян/ТАСС

Как, не теряя времени в пробках, добраться до Керченской переправы и почему без очереди на паром в этом году не сможет попасть уже никто. Изменились ли крымские дороги и что спустя год после присоединения напоминает в Крыму об Украине. Обо всем этом и многом другом «Газете.Ru» рассказал известный активист, координатор общества «Синих ведерок» Петр Шкуматов, который вновь решил провести свой отпуск на полуострове.

Трасса «Дон»

Путь в Крым для подавляющего большинства россиян лежит по великолепной трассе М4 «Дон». Но в этом году я заметил, что там появились участки, обычно в местах нерегулируемых пешеходных переходов, где скорость ограничена 70 км/ч. Порой не совсем понятно, зачем они там нужны, ведь это может быть где-то в глухом лесу или поле, и тут нужно быть внимательным, чтобы не попасться на уловку ГИБДД. Вроде бы пустая дорога, никого нет… Многие почти не сбрасывают скорость, а там либо камера, либо гаишники в засаде.

Еще один момент — на трассе выросло количество платных участков и, соответственно, число пунктов оплаты. В пиковое время там возникают очереди. Здесь я бы посоветовал купить или арендовать транспондер — это можно сделать, заключив договор, на некоторых пунктах оплаты, оставив там залог в 1000 руб. А на обратном пути можно его вернуть. Это здорово сэкономит время, потому что, сколько придется стоять на каждом пункте оплаты, заранее не угадаешь.

Что касается общих впечатлений, то уже сейчас, в середине июня, на «Дону» очень много машин. Причем видно, что люди едут не просто на юг, а именно отдыхать, с детьми и большим количеством скарба.

Перед Ростовом-на-Дону, в районе Аксая, многих путешественников останавливают. ГИБДД очень активно штрафует родителей, которые возят детей без детских кресел.

Керченская переправа

Здесь ситуация резко изменилась в лучшую сторону. Конечно, еще есть над чем работать. В июне все-таки еще нет того ажиотажа, который будет в июле, когда я был здесь в прошлом году, но по крайней мере в данный момент здесь не надо стоять в неизвестности под палящим солнцем 40 часов и ходить в туалет в ближайшие камыши.

Все приезжающие водители сначала попадают на организованную площадку, которую там называют отстойником. Ее размер — примерно три футбольных поля. Машины аккуратно выстраиваются в линейку, и у каждого ряда своя очередность. Отдельная очередь есть для тех, кто купил электронный билет на паром, и они вообще почти не ждут, все проходит очень быстро. Что касается обычных билетов, то в расположенных здесь же кассах их продают и за наличные, и по кредитным картам.

После реконструкции причала сама погрузка и путь до Крыма занимают уже намного меньше времени. Паромов стало больше, а главное — они теперь во много раз вместительней старых. Загрузка машин идет параллельно на два парома, а не последовательно сначала на один, а потом на следующий.

Что касается общего благоустройства порта «Кавказ», то там появились камеры видеонаблюдения, довольно много полиции, они ходят, следят за порядком и не пропускают тех, кто хочет попасть на паром без очереди. Кстати, в самом порту даже нет билетной кассы, поэтому пытаться лезть напролом нет смысла, если ты, конечно, не какой-нибудь депутат Госдумы или сенатор, которым в числе прочих льготников в прошлом году разрешили в очереди не стоять. Полицейские, кстати, абсолютно нормальные — ни к кому особо не цепляются, но остаются постоянно на виду.

В зоне ожидания появилась простейшая еда, есть чай-кофе, кипяток — примитивно, но хоть что-то. Чашка зернового кофе стоит 50–70 руб., шаурма — 120, «Доширак» — 50 руб.

Радует, что появились нормальные стационарные туалеты и, что удивительно, они все чистые и постоянно убираются. Кроме того, появилась комната матери и ребенка — в прошлом году людям с детьми было намного неудобнее.

Крымские дороги

В порту «Крым» визуально за год особо ничего не изменилось. Очереди в сторону Краснодарского края там нет, сейчас по понятным причинам накопители полупустые.

Дорога от Керчи до Феодосии как была разбитой, так и осталось. Видно, что за год был сделан минимальный, ямочный ремонт. А вот после Феодосии, если двигаться вдоль побережья, можно встретить немало довольно протяженных полностью отремонтированных участков. Если ехать так до Севастополя, то примерно треть дороги уже в отличном состоянии. В остальных местах она тоже хорошая. Единственное, на чем сэкономили, — на разметке. Ехать там ночью не очень комфортно.

Но вся эта дорога по южному побережью почему-то утыкана указателями на украинском языке — их там больше половины. Некоторые даже с помощью краски кто-то исправил на русский.

А вот дорога из Керчи в Симферополь хоть и содержит все указатели на русском языке, но за год почти не отремонтирована.

Важно предупредить тех водителей, кто едет в Крым впервые. По украинским законам езда по встречке не каралась лишением прав, и там этой вредной привычкой отличаются многие водители. Гаишников там немного, но они активно вылавливают таких лихачей, хотя вытравить эту привычку в ближайшее время вряд ли получится. Поэтому мой совет: в Крыму надо ехать по полосе максимально правее. И всегда ждать, что кто-то может вылететь в лоб, пойдя на обгон не просто в запрещенном месте, но и в самом неподходящем. Крупных аварий я там, к счастью, не видел, но с непривычки нужно быть внимательным, особенно на горных дорогах.

Еще один интересный факт: несмотря на то что лишь небольшая часть крымских водителей поменяла украинские номера на российские, на юге полуострова таких автомобилистов абсолютное большинство. Причем выдают здесь номера не только 82-го региона (Крым) и 92-го (Севастополь), но и других регионов — с ними намного удобнее ездить на Украину по делам. А больше всего украинских номеров в Симферополе. Визуально их там большинство. В принципе, здесь все понятно: там люди чаще ездят на Украину, и российские номера для них — это лишние проблемы. Думаю, на севере, ближе к границе, украинских номеров уже абсолютное большинство.

Отдых

От украинского здесь, если честно, не осталось почти ничего. То есть все, что люди сами могли поменять (названия, реклама, еще что-то), все поменяли на российское.

Из супермаркетов за год полностью исчезли украинские продукты. При этом ассортимент настолько радикально изменился, что даже трудно судить о том, стал ли он лучше. Тем летом российских товаров здесь практически не было. Но никакого дефицита в плане еды и напитков я тут не заметил.

Однако за год здесь все подорожало примерно в полтора раза.

Тем не менее важно понимать, что эти цены просто подтянулись к общероссийским, где-нибудь в Анапе пока все-таки еще подороже. Но такими темпами Крым скоро догонит и, наверное, перегонит остальной наш юг. Впрочем, и на полуострове тоже не все равномерно, та же Ялта, понятное дело, подороже остальных.

Бензин в среднем на 3–4 руб. дороже, чем в России.

АИ-95 стоит где-то 39 руб. По качеству вроде бы все нормально, не обманывают. Но известных сетей заправок здесь из-за санкций, конечно, нет. Поэтому здесь работают местные, абсолютно неизвестные сети. А самое главное — почти везде принимают к оплате банковские карточки.

Кстати, о картах. Многие боятся, что они не работают. Но карты MasterСard и российской платежной системы «ПРО100» пройдут практически везде. Есть проблемы с Visa — тут как повезет. Правда, мест, где можно расплатиться картами, на полуострове пока немного: помимо АЗС это магазины с алкоголем, официальные гостиницы, дорогие рестораны. Причем, где бы ты что ни покупал по карте, в чеке в графе торговой точки будет указано просто «РФ».

Отдыхающие с Украины в Крыму есть — это видно хотя бы по номерам с разными регионами, но в целом лишь каждый десятый турист здесь — с характерным украинским акцентом.

Причем украинцы сюда не едут не потому, что их кто-то не пускает, а потому, что для них уже дорого.

Пить пиво по 100–150 руб. с их зарплатами в $150–200 — это нереально. Поэтому те, кто есть, — это в основном киевляне. Ну и, конечно, довольно много людей едет сюда с Украины работать.

Радует, что в общении между гражданами двух стран нет даже намека на какой-то спор, противостояние.

Все и везде абсолютно расслаблены, и никто не лезет в политику, не говорит о войне и о чем-то таком.

Что касается наплыва отдыхающих, то если брать Алушту, то уже сейчас, еще до пика сезона, здесь их уже избыток. Будь моя воля, я бы больше просто не пускал. Но в прошлом году, по словам местных, было примерно то же самое.

И вообще, повторюсь, что об Украине тут вообще ничего не напоминает. Та же Алушта, Ялта изменились до неузнаваемости в этом плане. Никаких споров, дискуссий, вообще ничего.

Подводя итог, могу сказать, что мне все понравилось.

В прошлом году эмоции были ярче, а сейчас мы застали промежуточный этап превращения Крыма в продолжение Краснодарского края.

Через года-два этот процесс завершится и будет все как в Анапе, Геленджике, а Ялта превратится в Сочи. Уже видно, что сюда идут деньги, идут стройки и этот процесс уже не остановится.

Людей может быть даже будет меньше, но степень обеспеченности этих людей будет расти.

Еще могу отметить нюанс, связанный с авиапутешествиями. Местный аэропорт принимает огромное количество рейсов, и этим пользуются таксисты, которые не стесняются называть цены за гранью разумного. Если, к примеру, официально из Симферополя до Алушты стоимость поездки составляет примерно 1300 руб., то в пиковые моменты, когда все машины разобраны, а ехать надо, — вплоть до 5000. При том, что расстояние получится примерно такое же, как если ехать из аэропорта Домодедово даже не на север Москвы, а куда-нибудь чуть-чуть севернее центра.