Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Эмиграция советского автопрома

Зачем эмигрировавшие из Советского Союза в США автолюбители коллекционируют старые советские машины

«ЗИЛ» Михаила Горбачева, на котором он ездил во время визита в США, «ЗИМ» советского посла в Китае и «Волга», находившаяся в коллекции известного телеведущего Джея Лено, — сегодня этими раритетами владеют эмигрировавшие из Советского Союза в США автолюбители. Американский журналист побеседовал с коллекционерами и узнал, зачем они покупают и восстанавливают старые советские машины.

«К парковке у Starbucks в Нью-Джерси подъезжает и останавливается огромный седан. Он черный, как доспехи Дарта Вейдера, — отмечает корреспондент Джим Коскс. — Этот костюм подходит лимузину, построенному в стране, названной Рональдом Рейганом «империей зла». Низкие облака и неожиданный для середины апреля снегопад только еще больше напомнили о периоде «холодной войны». Словами не описать мое состояние. Я собирался прокатиться на «ЗИЛе».

По словам нынешнего владельца автомобиля Винии Бэкшта, большинство таких автомобилей уничтожались под надзором КГБ, после того как прекращали использоваться. Экземпляр же Бэкшта времен перестройки, собранный в 1985 году, — последний из серии 41045, выпущенной тиражом 65 штук. И это один из нескольких таких автомобилей, которые были переправлены на Запад. Его машина попала в США еще до распада Советского Союза.

Это был запасной автомобиль в кортеже президента Михаила Горбачева, на котором он передвигался во время встречи с Рейганом в 1987 году.

Сам обладатель раритетной модели эмигрировал в США чуть позже — в 1989 году.

«Люди пугаются при виде «ЗИЛа», — говорит коллекционер. Он отмечает, что автомобиль длиной 6,3 м весит 4 т, но за счет 7,7-литрового бензинового V8 под капотом эта машина весьма бойко движется в полуденном трафике.

«Судя по всему, у Бэкшта были неплохие связи, которые помогли ему переправить автомобиль в США, — пишет Коскс. — Остается только удивиться тому, насколько неуместно номерные знаки Нью-Джерси выглядят на советском лимузине, и пойти в Starbucks, чтобы продолжить беседу за чашкой кофе».

Нынешней весной этот автомобиль должен дебютировать на выставке Greenwich Concours d'Elegance в Коннектикуте. В предыдущие годы на этом мероприятии уже выставлялись автомобили советской эпохи.

Ранее Дмитрий Швецов, который живет в Нью-Йорке, в районе Бруклин, привозил на эту выставку две «Волги» ГАЗ-21. Швецов — автомобильный инженер, переехавший в США из подмосковного города Черноголовка 25 лет назад. По его словам, он и не помышлял о приобретении советского автомобиля, когда в 2010 году начал подыскивать себе в интернете ретрокар. Но когда он увидел, что в Калифорнии продается черная «Волга» 1962 года выпуска, то был поражен. Владельцем автомобиля оказался известный телеведущий и прославленный коллекционер автомобилей Джей Лено.

«С этого началась моя одержимость российскими автомобилями», — вспоминает Швецов.

Когда в октябре 2012 года ураган «Сэнди» уничтожил автомобиль, который он все же купил, начинающий коллекционер привез из России полностью восстановленную «Волгу» 1957 года выпуска — тогда их только начали производить.

ГАЗ-21 — модель, стилизованная под американские седаны начала 1950-х годов, выпускалась с небольшими изменениями вплоть до 1970 года. В то время этими автомобилями обладали преимущественно высокопоставленные советские чиновники.

Под капотом ГАЗ-21 — 2,4-литровый 4-цилиндровый бензиновый мотор мощностью 70 л.с. и 3-ступенчатая механическая коробка передач. Как отмечает Швецов, прохожие не могут удержаться от вопроса, каково это — управлять этим автомобилем.

«Я всем говорю, что она управляется как 60-летняя старая российская машина», —

с усмешкой уточняет он.

Владелец ВАЗ-2103 19-летний Роман Грудинин победил в прошлом году на конкурсе в Гринвиче в одной из номинаций. Юноша, живущий в 40 км от Нью-Йорка, купил и восстановил эти «Жигули» 1982 года выпуска на Украине, когда ему было 17 лет.

«Некоторые местные автолюбители ошибочно полагают, что перед ними Fiat 124, на базе которого и создавалась эта модель ВАЗа», — отмечает Коскс.

Итальянская компания Fiat разработала проект строительства и технологического оснащения завода в Тольятти, на котором модель и ее модификации производились с 1972 по 2012 год. Советские инженеры внесли около тысячи изменений в конструкцию прототипа, включая модернизацию двигателя, чтобы сделать автомобиль более приспособленным для суровых климатических условий и плохих дорог.

«Единственное, что они оставили нетронутым, — это конструкция кузова», — рассказывает о своем автомобиле молодой коллекционер.

Lada (в то время это имя носили только автомобили, продававшиеся за рубежом) стала вторым по популярности автомобилем в мире, уступив по объемам продаж только Volkswagen Beetle. Более половины из 20 млн произведенных автомобилей было экспортировано. Европейские и канадские покупатели были довольны низкой стоимостью, но разочарованы невысоким качеством советского варианта Fiat.

Грудинин уверяет, что первый владелец принадлежащих ему «Жигулей» выиграл ее в лотерею, потратив на билет всего рубль, в то время как стоимость этой машины в комплектации люкс составляла 8,6 тыс. советских рублей.

Коллекционер поддерживает связь с другими поклонниками старых автомобилей Lada из России и Восточной Европы. «У одного моего друга Норберта Мелега из Венгрии в коллекции 13 экземпляров. Единственная иномарка в его гараже — купе BMW 850i», — рассказывает Грудинин.

«Lada 2103 была моей детской мечтой, — вспоминает Мелег, которому сейчас 42 года. — В те времена ждать в течение года возможности купить машину, квартиру или установить телефон, а то и чего-то более тривиального вроде приобретения холодильника было обыденным для простых людей».

Мелег начал коллекционировать советские автомобили около четырех лет назад, и большинство экземпляров ему пришлось восстанавливать. Вместе со своими друзьями он основал Клуб любителей классических «Жигулей» в Венгрии, где на сегодняшний день зарегистрировано более 65 тыс. автомобилей этой марки.

«Немногие американцы видели вживую советские или российские автомобили вне различных выставок», —

рассказывает Саймон Росс, владелец рыбного бизнеса, который намерен вскоре создать в США музей советской автомобильной классики. Росс покинул Советский Союз после его распада и поселился недалеко от Сиэтла в штате Вашингтон. На создание собственного музея его вдохновила экспозиция America's Car Museum в Такоме. Для начала Росс планирует выставить двадцать моделей советского автопрома, включая два военных автомобиля, а позже расширить экспозицию своего музея еще десятью экземплярами. Росс начал импортировать автомобили с Украины, а также из Прибалтики и Болгарии примерно четыре года назад. Пробег некоторых из уже приобретенных им автомобилей не превышает 2 тыс. км.

«В этих странах многие автомобилисты раньше пересели на иномарки, поэтому их советские машины стояли в гаражах», — поясняет коллекционер.

Помимо нескольких «Жигулей» коллекция Росса состоит из двух ГАЗ-21, более поздней модели ГАЗ-24 в кузове универсал, «Москвича» и «ЗИМа» 1951 года выпуска — большого седана, стилизованного под Cadillac 1940-х годов.

По словам коллекционера, этот «ЗИМ» ранее принадлежал советскому послу в Китае.

Самой любимой моделью Росса является «ЗАЗ» — компактный автомобиль с двигателем с воздушным охлаждением, установленным в задней части машины. У Росса есть две аналогичные фотографии: на первой он сам в шестилетнем возрасте сидит за рулем отцовского «ЗАЗа», а на второй — уже его сын в том же возрасте за рулем идентичной малолитражки.

Известный российский коллекционер автомобилей Борис Лахметкин отмечает, что не слышал о существовании серьезных коллекций советской автомобильной классики в США.

«В Америке хватает и своих красивых автомобилей, которые представляют ценность для коллекционеров, — Cadillac, Corvette, разные военные модели, —

рассказал «Газете.Ru» Лахметкин. — Да, некоторые эмигранты действительно владеют разными машинами советской эпохи, но это скорее хобби, чем коллекционирование. Машины для этих людей — это ностальгия по родине. Я знаю одного мужчину во Флориде, который покупает и приводит в порядок старые автомобили, потому что такие когда-то давно были у его отца».

Новости и материалы
Польские таможенники заблокировали на границе автомобили для ВСУ
На Кубани рассказали о повреждениях после ночного налета украинских БПЛА
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
Все новости