Кого слушает президент

Камеры снимут миллиарды

Власти Подмосковья потратят 6,6 млрд рублей на новые камеры ГИБДД и создание инфраструктуры

Анатолий Караваев 23.10.2014, 10:41
ИТАР-ТАСС

Как стало известно «Газете.Ru», власти Подмосковья готовят рекордный в истории России контракт на закупку более 850 камер ГИБДД и создание инфраструктуры на сумму 6,65 млрд руб. Сейчас в регионе работают лишь 240 комплексов фотовидеофиксации. Победитель за свой счет поставит и смонтирует камеры, а затем десять лет будет их обслуживать. Взамен поставщик будет получать львиную долю выписанных штрафов – в среднем около 5,3 млрд руб. ежегодно.

Министерство транспорта Московской области готовит рекордный контракт на закупку комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Согласно ведомственным документам, имеющимся в распоряжении «Газеты.Ru», в общей сложности на закупку и обслуживание камер, а также создание новой инфраструктуры в течение одного года после проведения конкурса будет потрачено почти 6,65 млрд руб.

В результате к уже существующим в Подмосковье 186 стационарным и 54 мобильным камерам ГИБДД совсем скоро может добавиться еще 857 новых комплексов.

Камеры на любой вкус

Главной особенностью предстоящего конкурса будет не только его беспрецедентный размах, но и новая схема, которую решили использовать подмосковные власти. На смену традиционному тендеру на сайте госзакупок придет концессионное соглашение на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). По такой схеме, к примеру, работает ГК «Автодор», занимающаяся в России развитием сети платных дорог: инвестор, экономя бюджетные деньги, вкладывает свои средства в инфраструктуру, а затем ежегодно получает возврат инвестиций. И если в случае с новыми дорогами речь идет о плате за проезд, то оплачивать расходы поставщика комплексов фотовидеофиксации будут нарушители ПДД.

Согласно условиям конкурса, к которому сейчас активно, но пока не афишируя, готовятся в минтрансе региона, уже в следующего году в Подмосковье появится 450 новых стационарных камер, фиксирующих превышение скорости (сейчас 162. — «Газета.Ru»). Кроме того, 87 камер будет установлено на перекрестках (сейчас 10) и 170 на железнодорожных переездах (сейчас 14).

«Цифры, если честно, немного странные, особенно по камерам на переездах, — комментирует ситуацию «Газете.Ru» один из сотрудников минтранса Подмосковья. — Сейчас в области идет активная ликвидация крупных переездов — РЖД там строит эстакады. Конечно, они появятся не везде, но ведь дорогие камеры нет смысла ставить в глухих местах, иначе они не будет приносить заложенный в проекте доход».

По словам источника, камеры ГИБДД на светофорах, скорее всего, не смогут фиксировать проезд водителей на красный свет и ограничатся фиксацией заезда автомобиля за стоп-линию.

Кроме того, впервые в Московской области появится 150 мобильных комплексов фиксации для измерения скоростного режима. Они будут монтироваться на базе микроавтобуса Ford Transit.

«Микроавтобус будет подъезжать в нужное место, останавливаться на обочине, из крыши будет выдвигаться комплекс фиксации. Сидящий в автомобиле оператор будет настраивать ее, и все — можно ловить лихачей. Куда проще и удобнее, чем существующий сейчас переносной комплекс «Крис-П», — рассказал собеседник. На вооружении областной ГИБДД сейчас стоит 28 «Крис-П».

Объем инвестиций, согласно подсчетам подмосковных чиновников, составит в этой части конкурса 3,79 млрд руб.

«Получается, что в среднем одна камера будет стоит 4,2 млн руб.

Это, мягко говоря, намного дороже рыночной цены. Реальные расходы я бы оценил здесь не выше 3 млн руб. за одну камеру, причем только для измерения скорости. На переездах и перекрестках себестоимость приборов будет значительно ниже. И даже мобильные комплексы с учетом цены нового автомобиля Ford все равно до 4,2 млн объективно никак не дотягивают. Так что здесь уже заложена очень хорошая прибыль для поставщика», — поделился своим мнением с «Газетой.Ru» топ-менеджер одной из компаний — разработчиков комплексов фотовидеофиксации.

Не только камеры

Еще одной составной частью контракта станет инвестирование в соответствующую дорожную инфраструктуру региона. Победитель конкурса за 2,2 млрд руб. модернизирует в области 437 светофоров, установит 1259 детекторов транспорта, которые считают количество проезжающих машин, а также смонтирует 91 информационное табло для водителей.

Согласно третьей части соглашения, концессионер за 650 млн руб. также построит новое здание Центра контроля дорожного движения Московской области. Площадь объекта должна составить 3000 кв. м на участке в 0,5 га в районе Красногорска. Здесь будет происходить обработка информации с новых камер и оформление правонарушений — здание будет поделено между соответствующими сотрудниками подмосковных Минтранса и ГИБДД. Все расходы по оснащению помещений оборудованием также возьмет на себя концессионер — государство будет платить только зарплату сотрудникам.

Водителей оштрафуют на 90 млрд

Соглашение с победителем конкурса будет заключено на 11 лет. В первый год концессионер должен создать запланированную инфраструктуру, а в последующие десять — возвращать свои средства. Правда, дата проведения конкурса пока неизвестна, не исключено, что победитель определится уже в 2015 году.

Позаботились в Минтрансе и о том, чтобы партнер подмосковных властей не только не остался внакладе, но и получил очень хорошую прибыль.

Согласно документам, возврат инвестиций будет проходить ежегодно и варьироваться от 4,3 млрд руб. в первый год до 6,6 млрд в последующие. Таким образом в среднем концессионер будет получать от властей региона 5,27 млрд руб. ежегодно.

Из этой суммы 2,52 млрд прописаны в условиях конкурса как затраты концессионера на эксплуатацию и модернизацию оборудования, еще 1,6 млрд — расходы на оформление штрафа и рассылку «писем счастья», и 1,14 млрд руб. каждый год будет идти непосредственно компании напрямую.

«За десять лет выходит почти 11,5 млрд руб. чистой прибыли при вложениях в 6,6 млрд. И ведь если средняя цена за одну камеру оказалась заметно выше рыночной, то нетрудно предположить, что и обслуживание с модернизацией на практике обойдется победителю конкурса дешевле чем 2,5 млрд руб. в год и наверняка он постарается на этом дополнительно заработать», — отмечает источник в Минтрансе.

Чиновники также подсчитали и общее количество средств, которые планируется собирать с нарушителей ПДД.

Согласно расчетам, один комплекс в первый год своей работы ежесуточно должен фиксировать 92 нарушения ПДД.

В последующие годы этот показатель составляет уже 64 нарушения — видимо, чиновники учитывают, что автомобилисты со временем привыкнут к новым камерам и будут стараться избегать нарушений. Мобильные комплексы ориентировочно смогут фиксировать по 300 нарушений в день.

При этом в ведомстве подсчитали, что только по 80% нарушений будут обрабатываться, а уже из выписанных штрафов только 60% будет оплачено. Таким образом, по подсчетам Минтранса, ежегодно все камеры ГИБДД региона должны приносить государству без малого 9 млрд руб., или почти 90 млрд за период действия всего соглашения.

Получается, что из собранных с водителей средств непосредственно в бюджет будет уходить меньше половины — 3,73 млрд руб. Остальное уйдет поставщику камер.

«По сути государство, не вкладывая ни копейки, получает из ничего дополнительные 3,7 млрд в бюджет, — комментирует топ-менеджер компании — производителя камер ГИБДД. — На самом деле по этому пути уже пошли ряд регионов, Подмосковье тут далеко не первое. Только надо учитывать, что объемы средств здесь во много раз выше, чем в глубинке. Да и за десять лет штрафы наверняка вырастут, а в этом случае доходы региона еще больше увеличатся».

Интриги почти не осталось

Победителем конкурса формально может стать кто угодно, но оба источника «Газеты.Ru» не сомневаются, что рекордный подряд получит корпорация «Строй Инвест Проект М», которая выпускает известные комплексы «Стрелка» — за редким исключением именно они фиксируют нарушения ПДД в Москве и Подмосковье.

«Скандалы вокруг слишком тесного взаимодействия этой корпорации и дочернего подразделения минтранса региона — ГКУ «Центр безопасности дорожного движения Московской области» — уже не раз освещались в СМИ. Доходило до того, что техзадание некоторых конкурсов чиновники писали специально под «Стрелку», дословно копируя туда ее технические параметры, — комментирует источник в минтрансе области. — Сейчас ситуация аналогичная.

Все конкурсные процедуры, анализ, документы на самом деле готовит именно «Строй Инвест Проект М».

Так что вероятность того, что контракт уйдет им, близка к стропроцентной, тем более что победитель будет выбираться по новой схеме, где самая низкая цена уже не условие победы и последнее слово всегда за заказчиком. К тому же здесь ведь не только поставка и обслуживание камер, но еще другие расходы и задачи, а по плечу они только очень крупным игрокам».