Аварийное подорожание бензина

Бензин в России с начала года подорожал на 11,5%

Даниил Ломакин 14.10.2014, 17:21
ТАСС

Рост цен на бензин в России продолжается уже несколько месяцев подряд и, по оценкам экспертов, продлится до весны. Недавнее снижение мировых цен на нефть на кошельках российских водителей положительно никак не скажется. В качестве основной причины подорожания топлива участники рынка называют дефицит нефтепродуктов в стране, который был вызван авариями и приостановкой работы нефтеперерабатывающих заводов.

Цены на бензин в России продолжают расти. Только с начала сентября этого года средняя розничная стоимость литра бензина марки АИ-95 в России выросла более чем на 50 коп.

Больше всего за последнее время бензин подорожал в Сибири. Так, в Красноярске только в начале октября ряд сетей АЗС существенно подняли цены на некоторые марки топлива. По информации местных СМИ, цена литра бензина АИ-92 на заправках сети «Красноярскнефтепродукт» поднялась с 30 до 31 руб., а бензин АИ-98 — с 35,9 до 36,5 руб. На 70 коп. подорожал бензин АИ-95, который еще несколько дней назад отпускали автомобилистам по 33 руб. за литр. Повышение цен также наблюдается и на других АЗС области.

С начала 2104 года в России цены на топливо на заправках поднялись в среднем на 11,5%. Эта цифра превышает темпы инфляции, которые на текущий момент находятся на уровне 8%.

Между тем в сентябре этого года значительно упали мировые цены на нефть, достигнув минимума за последние четыре года. Однако это обстоятельство не способствовало снижению цен на бензин в России.

Представители розничных сетей утверждают, что увеличение конечной стоимости топлива связано с ростом оптовых цен, по которым они закупают бензин у производителей. При этом российские нефтяные компании сложившуюся ситуацию объясняют недавними авариями и ремонтными работами на крупнейших нефтеперерабатывающих заводах в стране.

Напомним, что еще в конце августа на совещании с членами правительства президент РФ Владимир Путин поручил антимонопольной службе следить за ценами на рынке нефтепродуктов. «Задача в этой ситуации — удержать рост цен на нефтепродукты в пределах инфляции, и мы считаем, что эта задача достижима», — заявлял тогда глава ФАС Игорь Артемьев. Правительство, по словам Артемьева, подготовило большой комплекс мероприятий, направленный на урегулирование сложившейся ситуации. Однако изменить ситуацию на рынке правительству пока так и не удалось.

«Основная причина, которая в конечном счете приводит к росту розничных цен на топливо, — это недостаточное количество нефтепродуктов на внутреннем рынке, — рассказал «Газете.Ru» глава нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. — При этом Минэнерго не хочет до сих пор признать наличие такой проблемы, поскольку ответственность за это будет нести именно это министерство».

Эксперт считает, что изменения курсов валют являются далеко не первостепенным фактором, влияющим на изменение цен на топливо. «Курс рубля имеет значение в основном при закупке оборудования для нефтепереработки», — поясняет Ашихмин.

Собеседник полагает, что для того, чтобы розничные цены на бензин в России перестали расти, необходимо, чтобы снижались оптовые цены. «Производители в этом, конечно, не заинтересованы, — говорит Ашихмин. — И ФАС пока никак на них не может повлиять: текущая ситуация в Сибири это подтверждает».

Насколько в ближайшее время может подорожать бензин, эксперт ответить не смог, пояснив, что ФАС ввела запрет на комментарии участниками рынка этой темы, пригрозив расценивать подобные заявления как призыв к сговору.

Нехваткой нефтепродуктов на рынке объясняет повышение оптовых цен на бензин и еще один из опрошенных «Газетой.Ru» экспертов — президент «Московской топливной ассоциации» Евгений Аркуша.

«Уже полгода на российском топливном рынке наблюдается ненормальная ситуация», — говорит Аркуша.

«Выход из строя Ачинского НПЗ стал толчком к кризису. Объемы топлива на рынке значительно сократились, соответственно, спрос на него — увеличился. Поэтому производители резко повысили оптовые цены. Кроме того, сейчас дефицит топлива обусловлен традиционными для сентября – октября приостановками производства в связи с профилактикой».

По словам эксперта, если бы розничные сети сразу же стали продавать бензин дороже в ответ на подскочившие оптовые цены, то сегодня средняя стоимость литра бензина была бы на 2–3 руб. выше. «Розничные предприятия пошли по другому пути, постепенно повышая цены на топливо, — поясняет собеседник. — Этот процесс продолжается до сих пор. При этом и оптовые цены также растут.

Стабилизация на рынке ежегодно наступает во второй половине октября. Но розничные продавцы не будут опускать цены до весны, наверстывая упущенную прибыль».

По словам эксперта, недавние указания президента удержать рост цен на нефтепродукты в пределах инфляции повлияли только на розничные сети самих нефтяных компаний. «Розничные продажи для них — небольшая составляющая от общего объема реализации, поэтому они могут продавать бензин какое-то время даже себе в убыток, — поясняет Аркуша. — Но вот независимые сети этого позволить себе уже не могут: им выгоднее уйти из бизнеса, чем работать в убыток».

«Снижение же мировых цен на нефть напрямую не влияет на стоимость бензина, по крайней мере не в одночасье», — отмечает Аркуша.