Санкции не пускают автопроизводителей в Крым

Крупнейшие автопроизводители после присоединения Крыма не спешат открывать там свои представительства

Даниил Ломакин, Алина Распопова 12.09.2014, 09:41
ИТАР-ТАСС

Автопроизводители под страхом возможных санкций со стороны Запада до сих пор не решаются открывать свои представительства в Крыму. Сдерживающими факторами также являются сложная логистика и относительно небольшой объем местного рынка. Между тем, как стало известно «Газете.Ru», «АвтоВАЗ» намерен начать официальные поставки в Крым уже в следующем году, открыв на территории полуострова несколько дилерских центров.

Крымские автомобилисты активно меняют украинские номерные знаки и водительские права на российские, приспосабливаются к новым для них ПДД и заправляются более дешевым российским бензином. Однако с покупкой нового автомобиля у жителей полуострова возникают серьезные проблемы. Громкие обещания производителей и крупных дилеров открыть свои представительства в регионе пока не реализованы. За новыми машинами люди вынуждены ездить на материковую часть России – в Краснодарский край.

Как стало известно «Газете.Ru», открыть дилерские центры в Крыму планирует крупнейший российский производитель — «АвтоВАЗ».

Источник в компании на условиях анонимности рассказал, что новый дилерский центр в Крыму начнет функционировать до конца 2015 года.

Кроме того, рассматривается возможность перепрофилирования автоцентров, которые до присоединения Крыма к России занимались продажей машин «АвтоВАЗа» в регионе. По словам источника, их в Крыму не более пяти, в данный момент они не отвечают корпоративным требованиям компании и нуждаются в реконструкции.

«Уже проводился анализ рынка, — уточнил собеседник «Газеты.Ru» в компании. — Крым, где живет около 2 млн человек, по населению и площади сравним с такими областями, как Брянская, Курская, Воронежская.

Из чего можно сделать вывод, что объемы продаж там, скорее всего, будут невелики и составят около 500–1000 машин в месяц.

Мы не можем использовать данные по продажам, которые производились в регионе ранее, ведь это была территория другого государства и цифры уже не будут прежними».

Главный вопрос, который остается решить компании, — вопрос собственности на землю, и, по словам источника, на сей счет имеются определенные опасения.

Что касается доставки автомобилей марки Lada в Крым, то их планируется организовать через Керченскую переправу и порт Новороссийск — машины будут доставляться на паромах.

Напомним, что «АвтоВАЗ» прекратил официальные поставки автомобилей на Украину и в Крым в начале 2014 года.

Большинство крупных игроков российского рынка отказываются распространяться о своих крымских планах, и только некоторые компании признаются, что не считают пока поставки на полуостров эффективным шагом с точки зрения бизнеса.

Так, в компании ГК «Автомир», дилерская сеть которой охватывает несколько крупных российских городов, «Газете.Ru» сообщили, что планов работать в Крыму на ближайшие три года у нее нет. «Наш подход предельно прагматичен — оцениваем потенциал рассматриваемого региона по доле рынка продаж новых авто, если он ниже целевого для нас – в регион не заходим», — рассказал директор по развитию «Автомира» Сергей Вятченков.

Как отметил в интервью «Газете.Ru» директор по маркетингу ГК «Модус» Андрей Оксин, инициатива в этом вопросе должна исходить от дистрибьюторов, с которыми работает компания. «Пока автопроизводители присматриваются к региону, и никаких конкурсов на строительство дилерских центров на полуострове не объявлялось, — сказал Оксин. — Думаю, что такая ситуация сохранится еще как минимум в течение года.

На сегодняшний день нам ничто не мешает рекламировать в Крыму некоторые автомобильные бренды, с которыми мы работаем, и привлекать клиентов в наши дилерские центры на юге России. Особенно много покупателей из Крыма в Новороссийске, чуть меньше – в Ростове».

В группе компаний «Независимость» и Genser не смогли прокомментировать возможность поставок новых машин на полуостров.

Не удалось получить ответ и от представителей компании «Фаворит-Моторс», которая сразу после присоединения Крыма к России заявила о готовности инвестировать в автобизнес этого региона порядка 90 млн руб.

В KIA Motor Rus, которая, как ранее заявляли представители Минэкономразвития, одной из первых откликнулась на просьбу начать поставки машин в Крым, отказались от комментариев на эту тему.

Тем временем российский дистрибьютор китайской компаний Geely Motors стал одним из немногих, кто начал продавать новые автомобили на полуострове. Компания еще в начале лета открыла три дилерских центра — один в Симферополе и два в Севастополе. Впрочем, серьезных затрат на это не потребовалось — Geely лишь переоформила свои собственные дилерские центры, которые были закреплены за украинским подразделением.

Китайцы надеются выйти на тот уровень, который был достигнут ими в 2013 году. По итогам прошлого года лидером продаж в регионе стала именно Geely — ее доля рынка составила 9,6%.

Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что автопроизводители не спешат идти в Крым из-за политической ситуации. «Сейчас российский авторынок практически на 100% составляют иностранные компании, — говорит он. —

Даже «АвтоВАЗом» владеют зарубежные собственники. Поэтому до тех пор, пока ситуация с обменом санкциями не завершится, на полуостров они не пойдут. Все автокомпании в России сейчас существуют в режиме поддержания, и ни о каком развитии речи не идет».

По данным аналитиков агентства, объем продаж в Крыму может в будущем составить 25 тыс. новых легковых автомобилей в год. Такой показатель был зафиксирован на полуострове в 2008-м, до наступления кризиса.

«Сейчас рынок там упал примерно в три раза. Чтобы выйти на эти цифры снова, нужно не только дождаться нормализации политической ситуации, но и развивать инфраструктуру региона, — поясняет Целиков. — Это прежде всего мост через Керченский пролив – паромами в больших количествах ввозить автомобили не очень удобно».

По мнению аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова,

существует большая неопределенность с точки зрения возможных санкций, которые могут коснуться и автопроизводителей.

«Кроме того, рынок в Крыму очень маленький по объему, поэтому создавать там инфраструктуру невыгодно, — рассказал «Газете.Ru» эксперт. — Еще одна причина заключается в том, что доходы местного населения заметно ниже, чем в среднем по России, немногие в Крыму могут позволить себе новый автомобиль. Поэтому сейчас там будет в большей степени развиваться рынок подержанных автомобилей, которые теперь можно беспрепятственно привозить с материковой части России».