Материнский капитал поставят на колеса

Депутатов Госдумы попросили разрешить тратить материнский капитал на покупку автомобиля

Алина Распопова 05.08.2014, 21:55
Депутатов Госдумы попросили разрешить тратить материнский капитал на покупку автомобиля iStockPhoto
Депутатов Госдумы попросили разрешить тратить материнский капитал на покупку автомобиля

Госдума может разрешить тратить материнский капитал на покупку автомобиля. В парламент внесен законопроект, который позволит тратить деньги не только на образование ребенка, будущую пенсию матери или жилье, но и на покупку машины отечественного производства. Авторы инициативы — законодатели Ростовской области — уверены, что такая мера не только позволит повысить рождаемость, но и поддержит находящийся в кризисе автопром.

Законопроект, позволяющий тратить материнский капитал на покупку новых российских автомобилей, во вторник внесли на рассмотрение в Госдуму законодатели Ростовской области. Речь идет о внесении изменений в федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Авторы поправок предлагают разрешить использовать средства материнского капитала на приобретение новой машины, произведенной в России.

Купленный с использованием материнского капитала автомобиль оформляется в общую долевую собственность родителей и ребенка (в том числе первого, второго и последующих детей).

Отметим, что в 2014 году сумма материнского капитала составляет 429 408,5 руб. Сертификат выдается за второго или последующего рожденного или усыновленного ребенка. Выплачиваемые средства не облагаются налогом на доходы. При этом размер капитала зависит не от года рождения ребенка, а от года, когда семья решает воспользоваться средствами. Так, если родители уже распорядились частью средств, оставшаяся сумма увеличится с учетом инфляции.

По мнению авторов инициативы, существующие меры государственной поддержки семей недостаточно стимулируют увеличение рождаемости, поскольку могут оказаться просто не нужны молодой семье.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время ввиду успешной реализации различных форм государственной поддержки в решении жилищной проблемы (поддержка молодых семей, военнослужащих и членов их семей, переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда), все больше семей не нуждаются в улучшении жилищных условий. Направление материнского капитала на образование ребенка и формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин являются отложенными потребностями, о которых молодые семьи еще мало задумываются.

«Законопроектом предлагается усилить стимулирующую роль материнского капитала, установив новое направление его использования — приобретение нового автомобиля, произведенного на территории Российской Федерации», — говорится в пояснительной записке.

Новизна машины подтверждается еще одним условием — машина не должна ранее стоять на регистрационном учете. Ростовские депутаты полагают, что автомобиль может использоваться не только в личных целях семьи для обеспечения достойного уровня жизни, таких как помощь в доставке детей в дошкольные, лечебные и учебные заведения, проведение семейного отдыха, но и в коммерческих целях для пополнения семейного бюджета.

По их мнению, принятие законопроекта позволит усилить стимулирующую роль материнского (семейного) капитала и, как следствие, повысить уровень рождаемости в Российской Федерации.

Принятие законопроекта также будет являться дополнительной мерой государственной поддержки для предприятий автомобильной промышленности, осуществляющих свою деятельность на территории РФ.

Законодатели обращают внимание на то, что принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

Депутат Госдумы, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков считает, что шансы на то, что инициатива ростовских депутатов будет поддержана в Госдуме, невелики.

«Материнский капитал выдается главным образом на образование и улучшение жилищных условий, — пояснил Лысаков «Газете.Ru».

– У инициативы есть смысл, если право покупать автомобили с использованием маткапитала получат многодетные семьи, в которых трое детей и более.

В таком случае перемещение по городу само по себе становится сложным для семьи. Но я не думаю, что у закона есть перспективы. Депутатский корпус настроен консервативно. Для кого-то автомобиль — это роскошь, для кого-то — серьезная необходимость. Но деньги должны находиться в сохранности, а то ведь многие могут о детях и не думать, а на машине кататься».

В свою очередь ведущий аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков уверен, что предлагаемое новшество может стать действенным способом поддержать отечественный автопром.

«Мера действенная, ведь сейчас существует не так много способов потратить материнский капитал, — заявил Рожков «Газете.Ru». — Учитывая, что средняя стоимость автомобилей «АвтоВАЗа» и бюджетных иномарок, производимых в России, составляет около 400–500 тыс. руб.,

сумма маткапитала может практически полностью покрыть стоимость автомобиля.

Я уверен, что потребители были бы рады такой возможности потратить деньги. Молодой семье с двумя детьми автомобиль точно пригодится».