Кого слушает президент

«Нельзя за 500 рублей сидеть в каталажке»

За нарушение ПДД больше не будут снимать автомобильные номера

Алина Распопова 02.07.2014, 19:45
ИТАР-ТАСС

За нарушение ПДД больше не будут снимать автомобильные номера. За неуплату штрафа перестанут сажать под арест. Административные нарушения, совершенные в безлюдной местности, можно будет оформить без поиска понятных — для этого гаишникам выдадут видеокамеры. Такие нововведения могут заработать уже с осени этого года. Эксперты опасаются, что оформление протоколов без понятых приведет к росту коррупции в рядах ГИБДД.

Инициатива депутата Госдумы и лидера партии «Автомобильная Россия» Вячеслава Лысакова об отмене ряда мер административного обеспечения наказания и упрощения порядка оформления нарушений ПДД вступит в силу в ближайшее время.

Как сообщил «Газете.Ru» сам автор поправок, в Госдуме прошло уже второе чтение соответствующего законопроекта. Третье чтение назначено на пятницу, после чего документ будет отправлен на одобрение Совета Фередации, а затем на подпись президенту Владимиру Путину. Заработать поправки могут уже с этой осени.

Первым нововведением станет отмена такой меры обеспечения административного наказания, как снятие автомобильных номеров.

«К примеру, в настоящее время в КоАП подобная процедура предусмотрена за чрезмерную тонировку, — объяснил Лысаков. – Если снимешь ее по требованию сотрудников ГИБДД и заплатишь штраф, то можешь ехать дальше, а если нет, то они снимают с машины номера. Сейчас эта процедура потеряла смысл: их можно купить по документам на автомобиль в любом количестве и получить хоть десять дубликатов».

Второй новеллой стала отмена административного ареста за неуплату штрафа.

«В настоящее время, согласно статье 20.25 КоАП, неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Но мы посчитали, что

административный арест – слишком жесткое наказание с гуманистической точки зрения. И сидеть в нашей каталажке за 500–1000 руб. нельзя.

Кроме всего прочего, этот вид наказания трудно администрировать. Поэтому мы этот вид наказания снимаем», — рассказал депутат.

Тем не менее такая поблажка не означает, что неплательщики штрафов теперь будут жить более вольготно. Напротив, в дальнейшем депутаты планируют ввести новые административные санкции, которые ряду автомобилистов могут показаться куда более жесткими. К примеру, депутат предполагает, что

может быть разработана новая система взимания пени; кроме того, водителей, не уплативших штрафы за нарушение ПДД, в будущем могут лишать водительских прав.

Изменения будут внесены также и в работу института понятых, присутствие которых требуется при оформлении административного правонарушения.

«Институт понятых не отменяется как таковой, но если их присутствие технически или физически невозможно обеспечить, то достаточно применения видеозаписи для того, чтобы фиксировать все происходящее. У полицейских будут видеокамеры, с помощью которых они будут фиксировать правонарушение и прикладывать запись к протоколу. К примеру, ночь, они остановили машину, а водитель пьян – где взять свидетелей? Их нет. В таком случае можно обойтись без них», — пояснил «Газете.Ru» Лысаков.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин часть предложений депутата поддержал.

«В условиях коррумпированности сотрудников Госавтоинспекции очень хорошо, если у них больше не будет права скручивать у водителей госномера, — заявил Похмелкин «Газете.Ru».

– Эта мера обеспечения административной ответственности всегда была дополнительным источником для поборов, поэтому чем меньше подобных возможностей, тем лучше».

Говоря об отмене административного ареста за неуплату штрафов, Похмелкин отметил, что эта мера и так применялась довольно редко. При этом он опасается, что взамен этого послабления могут появиться более суровые наказания для водителей.

«Либерализация в этом случае может обернуться ужесточением репрессий, — считает Похмелкин.

– И если в дальнейшем появится такая перспектива, как введение лишения прав за неуплату штрафов, то лучше уж посидеть под арестом.

Судебные приставы и так не справляются с неплательщиками штрафов, поэтому к такой инициативе я отношусь с осторожностью».

Похмелкин высказался категорически против оформления административных правонарушений без понятых.

«Третья мера не лезет ни в какие ворота, — возмутился правозащитник. – При всей ее условности, ограничение процессуальных гарантий категорически недопустимо. Человека могут лишить водительских прав, при повторных правонарушениях ему даже может грозить уголовная ответственность.

Понятой ставит свою подпись, несет ответственность. А сотрудники ГИБДД могут наснимать что угодно и как угодно, а если дело происходит в темное время суток – так еще попробуй разбери, что там происходит.

Если у гаишников такая проблема с понятыми в безлюдных местах, так, может быть, там просто не надо стоять и караулить водителей? Если машина им показалась подозрительной, пусть проследят за ней, а не устраивают засады. Я уверен, что эта инновация вызовет серьезный протест».

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, в свою очередь, согласен, что в снятии регистрационных знаков, если превышен уровень тонировки или нет действующего полиса ОСАГО, нет смысла уже около года. И от этой меры давно нужно было избавиться.

«Что касается административного ареста, то в КоАП есть много нелогичных норм, — говорит Травин «Газете.Ru». — Например, если вы везете ребенка непристегнутым – за это штраф 3 тыс. руб. А за 500 руб. 15 суток – мол, детей можно наделать сколько угодно. Конечно, за такую сумму людей нельзя приговаривать к каталажке».

Говоря о системе работы понятых, Травин обратил внимание, что от их услуг можно отказаться только де-юре, поскольку де-факто она уже давно отменена.

«В настоящее время система понятых практически не работает, — говорит Травин. — Конечно, можно остановить прохожих и попросить их подтвердить, что водитель что-то нарушил.

Но сейчас водители стали настолько агрессивны, что запросто могут пригрозить понятому последующей расправой.

Поэтому люди всячески избегают ситуаций, когда их могут привлечь в качестве понятых. Поэтому часто в рейды гаишники берут с собой одних и тех же добровольных помощников. Одни и те же фамилии переходят из протокола в протокол. Или их подписи вовсе появляются на документах в самом конце. Получается, что сейчас понятой – это фикция. Однако эту ситуацию можно устранить. Ведь понятой выполняет такую функцию, как общественный контроль. Например, он следит за тем, что мундштук в алкометре был запечатан, а не извлечен из грязного кармана, что все заявленные цифры соответствуют правде, и даже может внести изменения в протокол, если ему что-то не понравилось. Но нам живых людей предлагают заменить видеокамерой.

А видеокамеры, как мы знаем, снимают только то, что хочет оператор.

И даже если попадется добросовестный сотрудник ДПС, то все равно будет скапливаться огромное количество видеозаписей — и кто будет все их контролировать? Никакие камеры не заменят живых понятых».