Автозаводцев сплавляют вверх по реке

Тысячи уволенных сотрудников «АвтоВАЗа» могут трудоустроить на КамАЗе и УАЗе

Алина Распопова 19.06.2014, 21:38
В цехе сборки автомобилей на заводе ОАО «АвтоВАЗ» ИТАР-ТАСС
В цехе сборки автомобилей на заводе ОАО «АвтоВАЗ»

Тысячи сотрудников «АвтоВАЗа», которые в этом году из-за массовых сокращений лишатся работы, ждут на КамАЗе и УАЗе. Расположенные неподалеку автогиганты готовы трудоустроить у себя инженеров и технических специалистов из Тольятти. В общей сложности в этом году работы на Тольятти лишатся около 13 тыс. человек.

КамАЗ готов принять на работу сокращенных сотрудников «АвтоВАЗа». Об этом в четверг на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов.

Он рассказал главе государства, что в настоящее время на отечественном авторынке падают продажи, что отражается и на «АвтоВАЗе». «Вынуждены, наверное, будем проводить небольшое сокращение, но надеемся, что мы этих людей трудоустроим, — сказал Чемезов. — В 2008–2009 годах там было сокращено почти 40 тыс. человек, и не было никаких социальных взрывов. Мы совместно с администрацией области проводили большую работу по обучению, чтобы люди получали новые специальности, строительные, всевозможные другие, находили им новые рабочие места, и люди были трудоустроены».

Путин отметил, что людей нужно трудоустраивать в соответствии с их уровнем знаний и навыками. И делать так, чтобы люди не теряли компетенцию.

На это Чемезов предложил трудоустроить людей в расположенных неподалеку Набережных Челнах, где как раз не хватает специалистов. По его словам,

дефицит рабочей силы существует на КамАЗе.

«Уровень безработицы — ноль, даже в минус. Мы будем предлагать нашим рабочим, которые работают сейчас на «АвтоВАЗе», переехать и, может быть, временно поработать на КамАЗе», — заявил глава «Ростехнологий».

По его словам, весь процесс сокращений обязательно согласовывается с местными профсоюзными организациями и администрацией. В ближайшее время будет подготовлена и программа, в соответствии с которой будут трудоустроены все люди, которых уволят с «АвтоВАЗа».

Между тем, несмотря на кризис, Чемезов считает, что сейчас Волжский автозавод является конкурентоспособным даже на мировом рынке: «Сегодня это одно из самых передовых предприятий автомобильной отрасли.

Могу сказать, что он вполне может конкурировать с любыми зарубежными аналогичными компаниями. Мы сегодня там производим три разные марки — Lada, Nissan и Renault».

В четверг руководитель пресс-службы ОАО «КамАЗ» Олег Афанасьев сообщил «Интерфаксу», что представители Камского и Волжского автозаводов действительно обсуждали возможность перехода части сокращаемых сотрудников.

«Мы готовы принимать только высококвалифицированных работников редких уникальных специальностей, которых не хватает на КамАЗе, в том числе инженеров-конструкторов, технологов и высококвалифицированных рабочих», — подчеркнул Афанасьев.

По его словам, компания пока не готова назвать квоту, так как необходимо проработать финансовые вопросы, связанные, в частности, с переездом и проживанием работников «АвтоВАЗа» в Набережных Челнах.

«Кроме того, сокращения на Волжском автозаводе пока не производятся», — сказал Афанасьев.

Отметим, что в настоящее время на КамАЗе работают около 40 тыс. человек.

В пресс-службе «АвтоВАЗа» «Газете.Ru» не только официально подтвердили заинтересованность КамАЗа в привлечении персонала тольяттинского автогиганта, но и сообщили, что спрос на сокращаемых сотрудников есть и в Ульяновске.

«В компании УАЗ также проявили интерес к высвобождаемым кадрам «АвтоВАЗа», — отметили в пресс-службе тольяттинской компании. — Условия в настоящее время обговариваются».

Однако сами сотрудники Волжского автозавода о таких возможностях пока не слышали. Председатель официального профкома «АвтоВАЗа» Сергей Зайцев рассказал «Газете.Ru», что

на КамАЗе заинтересованы главным образом в технических специалистах и инженерах, а не в простых рабочих.

«Приглашения будут проходить в индивидуальном порядке, — объяснил Зайцев. — Они готовы проводить собеседования, чтобы понять, соответствуют ли профессиональные навыки людей их требованиям. Они также каким-то образом планируют помочь им с жилищным вопросом. Предварительная встреча двух сторон прошла в понедельник, и никаких конкретных решений пока нет. Как и соответствующих приказов.

Но я уверен, что на «АвтоВАЗе» есть люди, которые заинтересуют КамАЗ.

У нас работают специалисты с многолетним опытом. Инженеры хорошо знают автомобильное производство, все необходимые технологические подходы и технологии».

Председатель профсоюза предположил, что часть сотрудников действительно могут заинтересоваться предложениями от других предприятий.

«Чем больше предложений, тем лучше, — считает Зайцев. — Почему бы нет, может, кто-то согласится переехать в Набережные Челны. У кого-то там могут оказаться родственники, молодежь сейчас особенно мобильна. Кроме того, сами Набережные Челны и так наполовину состоят из специалистов «АвтоВАЗа».

Кроме того, Зайцев сообщил, что всего в 2014 году будут сокращено около 13 тыс. сотрудников «АвтоВАЗа».

«В настоящее время общая численность сотрудников уже снижена на 5,1 тыс. человек. Из них 2,8 тыс. — рабочие и 2,3 тыс. — РСиС (руководители, служащие и специалисты). Следующий приказ, который вышел по рабочим, предполагает снижение их количества на 5,5 тыс. человек. Кроме того, идет расчет снижения численности РСиС на 2,1–2,2 тыс. человек», — рассказал Зайцев.

Отметим, что, согласно договоренности с руководством завода, сотрудники, готовые уволиться по соглашению сторон, получают от трех до пяти месячных окладов.

Раньше на такой бонус могли рассчитывать только сотрудники РСиС. И только с недавнего времени аналогичные выплаты будут получать и простые рабочие.

Предложения о трудоустройстве уволенных с «АвтоВАЗа» сотрудников периодически поступают из разных уголков России. Так, Министерство по развитию Дальнего Востока предлагало трудоустроить попадающих под сокращение сотрудников на востоке страны. Важным условием успеха в переезде тольяттинцев, согласно заявлению министерства, станет решение возникающих социальных и бытовых сложностей.

Аналогичные предложения делал глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Он пригласил специалистов тольяттинского автогиганта на завод компании «Дервейс», который должен быть построен в Аргуне.

Несмотря на серьезную поддержку со стороны государства, «АвтоВАЗ» уже второй год подряд несет колоссальные финансовые потери. Убыток тольяттинского автогиганта в 2013 году составил 7,9 млрд руб. Согласно отчету компании о финансовых результатах ее деятельности по международным стандартам финансовой отчетности (МФСО), по сравнению с прошлым годом выручка снизилась на 13 млрд руб., до 177 млрд руб., в 2013 году было продано 486 582 автомобиля против 591 292 в 2012-м.