В Крым поедем по косе

Строительство моста через Керченский пролив в Крым может обойтись в 349 млрд рублей

Алина Распопова 05.06.2014, 15:47
На паромной переправе «Крым» в Керчи ИТАР-ТАСС
На паромной переправе «Крым» в Керчи

Строительство моста через Керченский пролив, который соединит Крым с остальной Россией, обойдется почти в 350 млрд рублей. Такую оценку проекту дали независимые консультанты. Мост будет комбинированным – снизу пойдут железнодорожные пути, сверху – автодорога. Кроме того, эксперты Минтранса РФ рассматривают возможность построить два отдельных моста – автомобильный и железнодорожный.

В четверг в Минтрансе РФ ведущие эксперты в очередной раз обсудили различные варианты соединения полуострова с остальной частью России. Уже к 11 июня участники межведомственной рабочей группы по реализации проекта под руководством Минтранса должны определиться с местом возведения транспортной переправы, а также с тем, как она будет выглядеть. Единственный одобренный вариант будет передан на утверждение правительству РФ.

Как ранее уже писала «Газета.Ru», на сегодняшний день из многочисленных вариантов транспортного перехода через Керченский пролив остались два. Первый из них – «жуковский» (5,7 км), который предполагается проложить от поселка Жуковка в Керчи до острова Чушка Краснодарского края.

Вторым — наиболее перспективным и реальным — по-прежнему остается вариант путепровода от Таманского полуострова через косу Тузла в сторону Керчи (11,7 км).

Именно его подавляющее большинство участников межведомственной рабочей группы считает будущем победителем, который и будет отправлен на оценку президента. О чем, в свою очередь, «Газета.Ru» уже сообщала со ссылкой на источники, отвечающие за реализацию проекта.

В госкомпании «Автодор» также явно больше склоняются к «тузлинскому» развитию событий. Так, вариант строительства переправы через Жуковку и ее сравнительную стоимость в ведомстве даже не посчитали нужным включить в общую презентацию проекта.

Как сообщил в четверг глава правления «Автодора» Сергей Кельбах, всего госкомпания рассмотрела 74 версии перехода, включая комбинированные проекты совмещенного автомобильно-железнодорожного моста либо тоннеля. Кроме того, рассматривались варианты создания двух отдельных мостов.

Стоимость различных проектов строительства транспортного перехода через Керченский пролив колеблется от 283 млрд до 349 млрд руб. Срок строительства моста составит порядка трех с половиной лет. При этом строительство самого моста без учета строительства подходов и иных расходов оценивается примерно в 150 млрд руб.

В настоящее время предпочтение отдается проекту строительства комбинированного моста (в нижней части разместятся железнодорожные пути, а над ними — автодорога). Он должен соединить остров Тузла с берегами Керченского пролива. На реализацию этого варианта потребуется 283,19 млрд руб. Кроме того, эксперты рассматривают возможность параллельно пустить два моста – автомобильный и железнодорожный.

Всего на встрече в Минтрансе было представлено восемь вариантов строительства перехода. Это пять различных вариантов автомобильно-железнодорожных мостов, а также три комбинированных варианта (автодорожный мост и железнодорожный тоннель).

Самым бюджетным, по оценке независимых экспертов, был признан двухуровневый мост с четырьмя полосами для автомобильного движения и двумя электрифицированными железнодорожными путями в тузлинском створе Керченского пролива. Его примерная стоимость — 283,19 млрд руб. Наиболее дорогой вариант — мост с четырехполосной автомобильной дорогой и двухпутный железнодорожный тоннель. В создание этого проекта эксперты заложили 376,48 млрд руб. Отметим, что оценку предложений производил Федеральный центр проектного финансирования.

В «Автодоре» от строительства тоннеля рекомендуют отказаться не только по экономическим причинам, но и из соображений безопасности.

«Срок строительства тоннельного варианта составит не менее четырех лет, — заявил Кельбах. — Поскольку есть поручение президента сократить срок строительства и пустить движение уже в 2018 году, этот вариант не представляется перспективным».

По его словам, тоннель обладает меньшей сейсмостойкостью, а восстановить его в случае воздействия природных и техногенных факторов будет гораздо сложнее. Кроме того, в подобном тоннеле будет сложнее обеспечить безопасность людей.

Как будет финансироваться строительство, пока неизвестно.

Рассматриваются различные варианты, в том числе привлечение частного финансирования, а также средств Фонда национального благосостояния. Есть возможность реализации проекта по схеме контракта жизненного цикла в форме концессии или долгосрочного инвестиционного соглашения. По словам Кельбаха, также рассматриваются варианты введения платного проезда по автомобильной составляющей как для всех видов автомобильного транспорта, так и для грузовых автомобилей массой свыше 3,5 т.

В планах значится возможность к 2025 году сделать проезд платным для автомобилей массой до 3,5 т, а к 2028 году – уже для всего автотранспорта.

Проведенный анализ показал, что интенсивность автомобильного движения к 2020 году составит порядка 11 тыс. автомобилей в сутки, а к 2044 году возрастет до 39 тыс. Интенсивность железнодорожного движения в 2019 году составит 20 пар, а в 2044– 34 пары поездов в сутки.

По расчетам экспертов, выручка за 20 лет эксплуатации со стороны железнодорожного транспорта составит 64,7 млрд руб. Выручка от автомобильного транспорта за аналогичный период составит от 77,8 млрд до 163,6 млрд руб. в зависимости от того, на какие категории будет распространяться платный проезд.

Замминистра транспорта Олег Белозеров считает, что участники экспертной группы «на 99% попали в итоговый результат».

«Мы должны были ответить на два ключевых вопроса - вариант прохождения створа и определиться с тем, что это будет - тоннель или мост, — отметил Белозеров. — Сегодня был оглашен первый согласованный экспертный драфт.

Все эксперты пришли к единому выводу о том, каким наиболее целесообразным вариантом необходимо и можно пойти.

Еще в субботу такого решения не было. Сегодня мы высказали свои предпочтения. По поручению министра мы проведем дополнительные консультации. Но эти вопросы мы уже рассматривали и уверены в том, что убедим коллег в правильности нашего решения. Для оценки Правительства мы предоставим один наиболее оптимальный вариант, который уже был озвучен сегодня. Оставшиеся варианты будут изложены в пояснительной записке».

Чиновник отметил, что в работе экспертной группы приняли участие и китайские специалисты. «Китайские коллеги проявили заинтересованность в технологическом и инженерном участии в будущем строительства. Кроме того они высказали свою заинтересованность в инвестиционном сотрудничестве», — заявил Белозеров.

Ранее стало известно, что ради финансирования Крыма могут свернуть господдержку двух крупных инфраструктурных проектов — порта в Тамани и моста через реку Лену. Возможность перенаправления около 105 млрд руб. поручил рассмотреть правительству России Владимир Путин. Под угрозой лишения госфинансирования могут оказаться и другие инфраструктурные проекты.

Окончательные работы по инженерным изысканиям и разработке технико-экономического и финансового обоснований, необходимые для заключения контракта на проектирование и строительство перехода, должны быть завершены до 1 октября 2014 года. Завершить строительство планируется в 2018 году.