Пьют больше, гибнут чаще

Количество серьезных ДТП в России с января по март 2014 года увеличилось на 3,9%

Даниил Ломакин 11.04.2014, 11:13
Количество серьезных ДТП в России увеличилось на 3,9% РИА «Новости»
Количество серьезных ДТП в России увеличилось на 3,9%

За прошедшие три месяца на российских дорогах в ДТП погибло более 4,6 тыс. человек, а еще 50 тыс. получили серьезные травмы. Несмотря на дорогостоящую госпрограмму по снижению аварийности, в этом году она не только не снижается, но и снова растет. Эксперты называют действия, предпринимаемые ГИБДД, неэффективными и считают, что для улучшения ситуации необходимо кардинально менять подход к проблеме.

По данным ГИБДД, за январь — март 2014 года в России произошло 35 120 тяжких ДТП, что на 3,9% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Число погибших в этих авариях составило 4632 человека, еще 44 795 серьезно пострадали. Оба показатели заметно подросли в сравнении с прошлым годом: на 6,3% увеличилось число погибших, на 2,4% — количество пострадавших в ДТП.

Наиболее частой причиной автомобильных аварий в России по-прежнему остается нарушение водителями правил дорожного движения — 86,7% ДТП происходят именно по этой причине.

Также свою роль в увеличении количества аварий играет и неудовлетворительное состояние российских дорог — 32,6% общего количества ДТП (11 446) происходят в том числе и из-за этого.

Меры государства по борьбе с нетрезвыми водителями пока не дают ощутимых результатов. За январь — март 2014 года было зафиксировано 1804 ДТП, случившихся по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Этот показатель ухудшился на 7,6% в сравнении с прошлым годом. Правда, летальных исходов в такого рода ДТП стало меньше на 13,7%. При этом в авариях пострадало на 6,8% людей больше, что и повлияло на общий показатель.

Ухудшилась статистика и по тяжким ДТП с участием детей: аварий стало на 4,1% больше, их общее количество достигло 3124.

За три месяца в России погибло 112 детей в возрасте до 16 лет, это на 5,1% меньше, чем в январе — марте 2013 года. Но вот травмы из-за ДТП они стали получать на 4,3% чаще: ГИБДД зафиксировала 3317 случаев.

Кроме того, за первый квартал 2014 года под колесами автомобилей погибло 1005 пешеходов. За аналогичный период прошлого года летальных исходов при такого рода ДТП было на 13,8% меньше.

Среди отдельных регионов можно отметить по итогам трех месяцев общее снижение числа серьезных ДТП в Северо-Кавказском федеральном округе — на 5,5%.

В Москве общее число серьезных ДТП выросло и составило 2329 — это на 6,2% выше, чем год назад. Более того, на 4,3% в Москве выросло количество раненых и на 6% — погибших.

Стоит отметить, что из-за плохого состояния столичных дорог за отчетный период произошло в два раза больше аварий, чем за этот же период прошлого года.

В Подмосковье статистика еще более удручающая: за январь — март на дорогах погибло на 17,6% больше, на 7,4% увеличилось число людей, получивших травмы.

Напомним, что с 2013 года в России начала действовать новая федеральная целевая программа (ФЦП) ГИБДД «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», на которую может быть выделено 100 млрд руб. Однако эксперты считают, что ФЦП содержит в основном устаревшие методы работы ГИБДД, которые практикуются со времен становления СССР.

Комментируя статистику аварийности за три месяца, директор межрегионального центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев отметил, что правительственная ФЦП показала свою полную неэффективность. «Это признают даже чиновники. Действительно, в прошлом году наметилась тенденция снижения общего числа ДТП в России, в том числе уменьшалось и количество смертей на дорогах. Но дело было вовсе не в программе, — заявил «Газете.Ru» Леонтьев. — Этому способствовало тотальное обновление автомобильного парка в стране: количество устаревших машин значительно сократилось, а на их место пришли более современные и безопасные. Теперь же, когда автопарк насытился, статистика снова стала ухудшаться».

По мнению Леонтьева, ФЦП необходимо сделать более прозрачной, привлечь авторитетных специалистов и хороших психологов, которые работали бы над идеологией.

«Конкретно в Москве дорожные службы уже который год ставят эксперименты над водителями: то жидкий реагент используют, то твердый, то химический состав поменяют. Последние две-три зимы снег периодически просто не убирают. Все это, безусловно, ведет к росту числа аварий», — уверен эксперт.

«Что аварий по вине пьяных водителей становится много, тоже закономерно. Три года назад нормы ужесточили, но теперь люди привыкли к строгости наказания. Кроме того, полицейских стало значительно меньше, соответственно, водителей сложнее контролировать», — рассказал Леонтьев.

Ужесточение закона, по мнению эксперта, работает исключительно в кратковременной перспективе, и, чтобы изменить ситуацию, необходимо менять самосознание водителей.

Российским властям, считает эксперт, нужно более внимательно изучить опыт иностранных коллег, посмотреть, как устроено зимнее содержание дорог в северных европейских странах. «Можно обратить внимание и на тот факт, что безопасность европейских дорог во многом зависит от деятельности добровольцев, которые проявляют активность, обращают внимание служб на нарушение ПДД другими водителями. Такая практика определенно имела бы успех и в России», — уверен Леонтьев.

Между тем проблема безопасности на дорогах на днях обсуждалась и на Генассамблее ООН. Россию на форуме представлял замминистра МВД РФ, курирующий ГИБДД, Виктор Кирьянов.

В своем выступлении он отметил, что «за последние десять лет смертность в ДТП сократилась более чем на 20%». «Транспортный риск, учитывающий прирост парка транспортных средств, снизился почти вдвое», — добавил он, комментируя ситуацию в мире.

Кроме того, Кирьянов представил проект резолюции «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире». По его словам, этот проект отражает прогресс, достигнутый международным сообществом в области дорожной безопасности, и ориентирован на наращивание многостороннего взаимодействия в интересах снижения уровня дорожно-транспортного травматизма. В документе сделан акцент на том факте, что добиться эффективной работы в области безопасности дорожного движения можно только сообща.

По мнению замминистра, в данном вопросе необходим комплексный подход, который заключается в налаживании межведомственного сотрудничества и исполнении планов безопасности дорожного движения, разработанных в соответствии с глобальным планом десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения. В разработке последнего активнейшую роль сыграла именно Россия.