Автомобили идут на взлет

Россия является одним из лидеров в области разработки летающих автомобилей

Даниил Ломакин 08.04.2014, 15:02
edition.cnn.com

Отечественный автопром в обозримом будущем вряд ли сможет конкурировать с зарубежными марками. В то же время Россия занимает лидирующие позиции в области разработок летающих машин с возможностью вертикального взлета и посадки. Благодаря активной работе ученых массовое производство таких транспортных средств может начаться уже в ближайшее время, причем стоить такой автомобиль-самолет будет как средняя иномарка — около 1,5 млн руб.

Пока лидеры мирового автопрома пытаются сделать свои автомобили более безопасными, снизить количество потребляемого ими топлива и уменьшить выбросы углекислого газа, некоторые производители вообще бросили усилия на совершенно новое направление в автомобилестроении — летающие машины. То, что описывали в своих романах писатели-фантасты, на самом деле уже давно стало реальностью.

Более того, по мнению авторов профильного портала Aircargonews, Россия является лидером в этом направлении.

Недавно стало известно, что российские конструкторские бюро предложили Минобороны РФ присоединиться к разработке летающих автомобилей. Проекты, носящие названия AVTOL-1 и AVTOL-2, будут реализованы гораздо быстрее при поддержке государства.

Российский проект AVTOL под руководством инженера Мерзлякова предусматривает три модификации летающих автомобилей. Так, AVTOL-1 — это аппарат, который может не только ездить по обычным дорогам, но и развивать сверхзвуковую скорость в воздухе. Автомобиль под именем AVTOL-2 может развивать скорость до 800 км/ч, а максимальная скорость модели AVTOL-3 составляет 400 км/ч.

Наибольший интерес для рядовых граждан может представлять как раз AVTOL-3, конструкторы рассчитывают, что этот аппарат станет многофункциональным и универсальным. Идея разработчиков состоит в том, чтобы дать летающему автомобилю возможность вертикального взлета практически с любой поверхности, к примеру с песчаного покрытия или воды. Использовать транспортное средство можно будет для перевозки грузов или пассажиров.

На данный момент прототипы проходят летные испытания, которые должны завершиться летом 2015 года.

Но уже сейчас проект проходит согласования по выбору места производства. Производство летающих машин в скором времени может стартовать в Дагестане или Татарстане. По предварительным данным, стоимость серийного российского «автолета» будет составлять 1,5 млн руб.

Но не только в России разрабатываются подобные проекты. Так, в США Агентством передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) проводятся испытания похожего аппарата X-Plane VTOL. Максимальная скорость полета американского прототипа ограничена 700 км/ч. Правда, эксперты отмечают, что испытания этой летающей машины пока не принесли никаких впечатляющих результатов. Стоимость первого этапа американского проекта составила $140 млн.

Кроме того, разработкой летающей машины в США уже давно занимается компания Terrafugia.

Их Transition, автомобиль со складными крыльями, уже сертифицирован для продаж в США. Правда, пока аппарат не так универсален — для взлета ему нужна полоса для разгона.

Поэтому сейчас компания разрабатывает новый усовершенствованный летающий автомобиль — TF-X, которому, чтобы подняться в воздух, достаточно пространства размером с теннисный корт. В компании утверждают, что для того, чтобы разобраться с тем, как управлять этим транспортным средством, достаточно пяти часов.

Первой же летающей машиной в Европе может стать Pegasus. Гибрид автомобиля и ультралегкого самолета, по мнению разработчиков, обязательно превратится в транспорт нового поколения.

Изобретатели готовятся вскоре завершить все испытания и приступить к серийному производству и продаже. Первую тестовую модель Pegasus разрабатывают в соответствии со строгими европейскими требованиями в сфере безопасности, для чего приглашаются инженеры из авиации.

Скорость аппарат развивает невысокую — 60–80 км/ч. Максимальное время в полете составляет три часа. Стоимость одного французского летающего авто равна примерно €100 тыс.

У голландских изобретателей другая концепция. В отличие от российских, американских и французских разработчиков, они совместили автомобиль не с самолетом, а с вертолетом. Аппарат получил соответствующее название — Helicycle Pal-V.

Это чудо техники представляет собой трехколесную капсулу с двумя посадочными местами, большим хвостом и винтом как у вертолета. И хвост, и винт складываются, и вертолет превращается в машину.

До «сотни» на земле Helicycle Pal-V разгоняется всего за 8 секунд. Бака топлива хватает либо на 1300 км, если использовать его как машину, либо на 350 км при движении по воздуху.

Представители компании поговаривают, что у них уже есть внушительный список потенциальных клиентов. Стоимость вертолета-машины составляет $295 тыс.