Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

В городе не разгонишься

Госдума может вернуть штраф за превышение скорости в населенном пункте на 10–20 км/ч

Анатолий Караваев, Алина Распопова 07.02.2014, 14:59
Кирилл Лебедев/«Газета.Ru»

Как стало известно «Газете.Ru», уже в ближайшее время российских водителей могут снова штрафовать за превышение скорости на 10 км/ч. Речь идет только о населенных пунктах — за их пределами штрафные санкции, как и сейчас, будут налагаться за превышение разрешенной скорости более чем на 20 км/ч. Эксперты считают инициативу депутата Госдумы Вячеслава Лысакова ошибкой, а в ГИБДД готовы ее поддержать, но после детального изучения статистики.

Уже в этом году российских водителей в населенных пунктах начнут штрафовать за превышение скорости всего на 10 км/ч. До начала осени 2013 года за превышение скорости на 10–20 км/ч ГИБДД наказывала предупреждением или штрафом в 100 руб. С 1 сентября водителей решили штрафовать за превышение скорости более чем на 20 км/ч.

Однако, по мнению депутата Госдумы и лидера партии «Автомобильная Россия» Вячеслава Лысакова, нововведение себя не оправдало, поэтому он предлагает вернуться к прежней градации.

«Введение 1 сентября ненаказуемого превышения скорости до 20 км/ч сослужило плохую службу, — рассказал «Газете.Ru» Лысаков. — Придется пойти на возврат прежней вилки наказаний за превышение скорости, поскольку в наш адрес стало звучать много критики, ведь по городу люди начали ездить с фактической скоростью 80 км/ч. К тому же мы затачивали эту норму под введение накопительной балльной системы штрафов и исходили при этом из гуманистических соображений. Мы ведь хотели подстраховать водителей, чтобы они не набирали штрафные баллы и не подпадали под лишение прав за незначительное превышение скорости. Ведь это неопасное деяние, и мы хотели оградить от неприятностей жителей крупных городов, особенно Москвы, где за месяц можно было бы набрать себе баллов на лишение прав».

Депутат планирует внести соответствующие поправки в КоАП РФ, которые Госдума может рассмотреть уже в ближайшее время.

«Мы рассмотрим их в весеннюю сессию, после чего до конца года будет мораторий на любое ужесточение санкций. Будем смотреть, как заработают принятые меры», — заявил Лысаков.

Он отметил, что за пределами городов действующая вилка превышения скорости сохранится.

По мнению Лысакова, если парламент его поддержит, то инициатива претворится в жизнь в кратчайшие сроки. «Я думаю, что уже в этом году при движении в городе будут вновь штрафовать за превышение на 10 км/ч.

Размер штрафа, как и раньше, будет минимальным, предусмотренным за нарушение ПДД, сейчас это 500 руб.», — отметил он.

В настоящее время такой штраф предусмотрен за превышение скорости на 20–40 км/ч, поэтому депутатам придется пересмотреть наказание за более серьезное превышение скорости. За превышение на 40–60 км/ч водителю сейчас грозит штраф от 1000 до 1500 руб., на 60–80 км/ч — 2000–2500 руб. или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев, а на 80 км/ч и более — 5000 руб. или лишение прав на полгода. При этом за значительное превышение скорости при повторном в течение года нарушении предусмотрено более строгое наказание, чем за первое.

Лысаков уверен, что в ГИБДД его инициативу поддержат. «В Госавтоинспекции, уверен, не будут против, поскольку сейчас идет тенденция к снижению скоростей на дорогах», — отметил он.

Между тем источник «Газеты.Ru» в ГИБДД РФ действительно не исключил, что инициатива Лысакова может быть поддержана.

«Для начала нужно внимательно посмотреть статистику, подвести определенные итоги работы новых норм, которые действуют не так давно, — заявил источник. — После этого и можно будет делать выводы о целесообразности возвращения к прежней градации».

В ГИБДД подтвердили, что идея штрафовать водителей за превышение скорости начиная с 20 км/ч шла не от Госавтоинспекции, а именно от Вячеслава Лысакова.

«Мне не очень все это нравится, но если возвращать, то только в контексте конкретных дорог, в конкретных городах России, — считает координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Дело в том, что Москва не заканчивается за МКАД, — за кольцом на трассах есть населенные пункты, входящие в состав города, где сейчас можно ездить с адекватной скоростью 80 км/ч при действующем ограничении в 60 км/ч. У нас вообще большая проблема в том, что знаки на улицах ставят «от балды». Во многих городах России, к примеру в Челябинске, где построены хорошие скоростные развязки, встречается ограничение скорости 40 и 50 км/ч, а там можно ездить вполне безопасно и 70, и 80 км/ч».

Он считает, что инициативу Лысакова сами автолюбители встретят в штыки.

«Возврат к штрафам за превышение скорости более чем на 10 км/ч никто из водителей не одобрит. Более того, в этих местах будут постоянно дежурить сотрудники ГИБДД, а значит, будет процветать коррупция», — говорит Шкуматов.

Председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев считает, что возврат к прежней системе был предсказуем.

«Изначально все действительно затачивалось под балльную систему, и власти увеличили штрафы, — рассказал Канаев «Газете.Ru». — Ведь балльная система — это только часть большой программы, главной задачей которой стало увеличение размера штрафов за минимальное превышение скорости. Сразу было очевидно, что отказ от наказания за превышение на 10–20 км/ч — это временная мера и депутаты рано или поздно будут ее пересматривать. Если они объясняют такой откат назад отказом от балльной системы, то пусть возвращают прежние суммы штрафов, тогда это было бы честно. Но они же этого не сделают. Результаты этих решений придется расхлебывать миллионам автомобилистов».

По мнению Канаева, инициативу вернуть штрафы за минимальное превышение скорости пролоббировала ГИБДД, чтобы поднять резко упавшее количество штрафов за превышение скорости.

«Неожиданно власти сделали так, что автомобилистам стало действительно удобно. Все стали ездить с превышением 15–20 км/ч, полностью довольны и не превышают скорость выше положенного, — заявил эксперт. — Если раньше нам поступало огромное количество жалоб на штрафы со Звенигородки, Дмитровки, Варшавского шоссе, Минского шоссе, Волгоградки, то теперь все успокоились. Все основные трассы в любом случае быстрее и не едут. Выше разрешенную скорость делать точно не надо, и за превышение более 20 км/ч нужно наказывать очень сурово. Разрешенная вилка 60–80 км/ч — это оптимально.

И вдруг, они поняли, что люди перестали нарушать, и увидели, что за последнее время штрафы за превышение скорости резко снизились.

И получается, какой им интерес — они везде поставили камеры, вложили деньги, а народ не нарушает. А ведь вложенные деньги нужно возвращать очень быстро».

Как заявил Канаев, отсутствие штрафов за минимальное превышение скорости никак не повлияло на средний скоростной режим по Москве.

«Мы рассматривали этот вопрос с руководителем департамента транспорта Максимом Ликсутовым. Скоростной режим по городу не повысился. Люди и так привыкли ездить по Москве в таком темпе. К примеру, на Кутузовском проспекте действует ограничение 80 км/ч, но люди всегда ездили там под «сотку». Но это никак не связано со скоростным режимом в Москве в целом, средняя скорость изменилась в пределах 5 км/ч. И это не может быть аргументом в пользу отката к прежней системе».

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что системные изменения в КоАП в части штрафов за нарушения ПДД вносятся крайне необдуманно.

«У меня порой такое впечатление, что законодатели собираются в бане и после хорошего возлияния решают, что бы там поправить, — отметил он. — А потом понимают, что наделали, и пытаются вернуть все на место. Я не понимаю этих шараханий.

Сначала мы пытаемся ввести балльную систему, потом отменяем, сначала отменили промилле, потом вернули. Все делается методом тыка, без проведения анализа и опросов. Это детский сад для неодаренных детей. Это полное безобразие».

По мнению эксперта, авторы инициативы хотят заполнить бюджет за счет водителей. «Законодатели увидели, что из бюджета уплывает приличная сумма денег. Ведь самым частым нарушением было превышение скорости от 0 до 20 км/ч. Люди не ездят 60 км/ч, если можно ехать под 80, — заявил Травин. — Представьте, какой объем денег бюджет не получил. Вся борьба с нарушителями ПДД превращается в большой коммерческий проект».