Кого слушает президент

Чиновники устроили охоту на «Газель»

Минпромторг хочет ограничить сроки эксплуатации легких коммерческих автомобилей

Анатолий Караваев 10.09.2013, 20:56
Алексей Филиппов/ИТАР-ТАСС

Минпромторг хочет установить предельные сроки эксплуатации автомобилей. Ради увеличения спроса на новые машины в ведомстве предлагают ограничить период эксплуатации легких коммерческих автомобилей сроком от 7 до 15 лет в зависимости от модели. В частности, срок жизни популярных «Газелей» предлагается ограничить семью годами. Автопроизводители поддерживают инициативу двумя руками, и единственной преградой на пути введения новых правил выступает Минтранс.

Идею ограниченной эксплуатации малотоннажных коммерческих машин (LCV) во вторник высказал замглавы Минпромторга РФ Алексей Рахманов. Выступая на конференции «КомАвто 2013», он предложил ограничить их использование сроком от 7 до 15 лет. «Есть просто категории машин, для которых семь лет являются пределом, например «Газели», — пояснил он.

К категории LCV относятся автомобили полной массой менее 3,5 т. Это могут быть и небольшие фургоны, и пикапы (малотоннажные грузовики). К этой же категории относятся и микроавтобусы до 17 человек, однако подпадут ли они под запрет в случае его введения, пока не ясно.

По словам Рахманова, инициативу ведомства поддержали в МВД, единственной существенной преградой на пути ее внедрения остается Минтранс. «Наша задача теперь — сделать эту программу таким образом, чтобы убедить коллег из Минтранса, что это не понесет каких-то рисков для тех товарных потоков, которые существуют», — отметил замминистра.

Рахманов признал, что введение ограничения направлено на то, чтобы стимулировать на государственном уровне обновление коммерческого автопарка. «Это очень хорошая идея, и мы можем стимулировать выбытие, если такого рода ограничения будут установлены», — отметил он.

Чиновник подчеркнул, что его ведомство не хочет ударить по автовладельцам. «Минпромторг не ставит перед собой задачу наказать тех бизнесменов, которые имеют стабильно работающий бизнес, — сказал он. — Мы против чисто запретительной меры. В этой связи, естественно, нашей задачей будет соблюсти баланс. Но здесь у нас появляется еще один переговорный партнер — Минфин, который мы должны убедить в том, что это будет бюджетно-эффективная программа».

Еще одной мерой, которая должна заставить владельцев старых малотоннажных машин обновлять автопарк, должно стать обложение LCV новым экологическим налогом вместо существующего транспортного. По словам Рахманова, новый сбор будет дифференцированным, аналогичным действующему сегодня в Европе, размер которого будет зависеть от возраста автомобиля, экологического класса (выбросов СО2) и объема двигателя.

«Акцизы на топливо уже вводят принцип «больше ездишь — больше платишь» с точки зрения формирования дорожных фондов. Поэтому мы посчитали, что «рудимент» в виде транспортного налога останется как региональный налог», — отметил Рахманов. По его словам, новый налог для коммерческого транспорта может быть введен после 2015 года. В настоящее время соответствующие документы находятся на согласовании в Минфине.

Рахманов подчеркнул, что с появлением нового налога общий объем сборов увеличивать не планируется.

Между тем, по данным Минпромторга, сейчас в России парк легких коммерческих автомобилей старше восьми лет составляет 64%.

При этом доля средних грузовиков возрастом более 10 лет — 52%, больших грузовиков — 76%, автобусов — 57%.

«В инициативе Минпромторга есть ряд подводных камней. Рахманов сказал о легких коммерческих автомобилях, то есть тех, как можно понять, которые используются для коммерческих перевозок, то есть получения прибыли. А если я просто купил себе LCV для личного использования и езжу на нем на дачу, то что тогда, как тут быть? — недоумевает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. —

Когда чиновник вводит какие-то ограничения, то должны быть четкие основания. У Рахманова — что, разве есть какая-то статистика, что после семи лет повышается аварийность у таких машин или они становятся особо опасными?»

По словам Свешникова, во время общения на эту тему с одним из замминистра Минтранса и с руководителем крупного автомобильного НИИ те в один голос говорили еще об одной проблеме. «А что тогда делать с государственным техосмотром? Он как раз доказывает безопасность автомобиля. Если машина полностью соответствует всем требованиям, то почему на ней после какого-то срока нельзя ездить? У нас и «копейки» сорокалетние ездят, и «Икарусы», которым по 30 лет, и ничего, — говорит Свешников. —

Пусть тогда заводы-изготовители, которые поддерживают Минпромторг, так и пишут в техпаспорте своих машин, что их предельный срок эксплуатации не превышает тех же семи лет. Посмотрим, сколько тогда машин у них будут покупать».

Эксперт отметил, что и в коммерческой эксплуатации машина может использоваться с совершенно разной нагрузкой. «В президентском гараже стоят автобусы, которые раз в месяц возят что-то в Конституционный суд в Петербург. И что, через семь лет такого режима работы и с таким сервисным обслуживанием их в утиль?» — заключил эксперт.

В то же время автопроизводители считают инициативы Минпромторга полезными.

Директор дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин поддержал прежде всего ужесточение экологических стандартов, к которым приведет ограничение сроков службы старой техники. «Новые машины соответствуют всем стандартам, а вот со старыми, и не только легкими коммерческими, нужно что-то делать, потому что в экологическом плане они давно устарели, — заявил он «Газете.Ru». —

Мы довели требования к новым автомобилям до «евро-4», а по дорогам до сих пор ездят больше миллиона машин стандарта «евро-0».

Автопроизводители к мерам Минпромторга отнеслись с воодушевлением. «С одной стороны, для нас инициатива Минпромторга — это возможность увеличить объем производства, — заявил Вадим Сорокин. — С другой стороны, мы тоже понимаем и потребителей. Срок службы наших «Газелей» выше, чем семь лет, их сейчас по дорогам около 1,8 млн бегает, даже при тех перегрузах, с которыми их обычно эксплуатируют».

Сорокин считает, что при системном и взвешенном подходе замена автопарка не станет большой проблемой для владельцев таких машин.

«Я уверен, что наше правительство прекрасно понимает реалии и все это не будет сделано одномоментно, — заявил представитель «Группы «ГАЗ». — Нужен адаптационный период, в течение которого потребитель сможет постепенно обновить автопарк. Также потребуется еще создать реально работающую программу утилизации, продумать вопросы компенсации владельцам старых автомобилей, которые будут выводиться из эксплуатации, то есть решить ряд очень важных вопросов. Производителям также потребуется время для увеличения объемов производства».