Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Люди так и будут массово гибнуть в ДТП»

За восемь месяцев 2013 года на российских дорогах погибло более 16 тысяч человек

За восемь месяцев этого года число погибших на российских дорогах достигло населения небольшого города — более 16 тысяч человек. Серьезно пострадавших в этих авариях в десять раз больше — 163 тысячи. Несмотря на многочисленные и дорогостоящие госпрограммы по снижению дорожной аварийности, страшная статистика почти не меняется. Эксперты говорят о неэффективности мер, принимаемых ГИБДД, и считают, что для улучшения ситуации нужно делать более радикальные шаги.

По данным ГИБДД России, опубликованным в понедельник на сайте ведомства, с января по август 2013 года в России произошло 127 026 серьезных ДТП, что всего на 1,9% меньше, чем в прошлом году. В этих авариях погибло 16 220 человек и еще 163 109 получили различные травмы. Оба показателя также немного ниже прошлогодних — на 6% по числу погибших и на 2% по числу пострадавших. Однако эти цифры не могут говорить о кардинальном улучшении ситуации с безопасностью на дорогах.

Основная причина аварийности в России — 89,1% случаев — несоблюдение водителями правил дорожного движения. По этой причине погибло более 14,3 тыс. человек и еще более 150 тыс. пострадало.

Кроме того, существенный вклад в статистику вносят не только водители, но и дорожники вместе с коммунальными службами. Так, за первые восемь месяцев число аварий из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог выросло сразу на 21,3% и достигло показателя 34 672 ДТП (27,3% общего числа). Число погибших и пострадавших в них также возросло, причем в случае с ранеными — сразу на 20,9%.

Вопреки опасениям скептиков отмена так называемого сухого закона для водителей в июле этого года пока не привела к росту аварий с участием пьяных водителей. Напротив, пока этот показатель на 2,5% лучше, чем за аналогичный период 2012 года. Число погибших в этих авариях упало на 7,6%, а пострадавших — на 4,7%.

По остальным показателям аварийности радикального улучшения в этом году в целом по России также пока не наблюдается. При этом стоит отметить, что с 2013 года в России должна была начать действовать новая федеральная целевая программа (ФЦП) ГИБДД «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», на которую может быть выделено около 100 млрд рублей. В целом она повторяет предыдущую восьмилетнюю программу, в ходе которой чиновники уже успели освоить 48 млрд рублей. По мнению экспертов, ФЦП содержит в основном устаревшие методы работы ГИБДД, которые практикуются со времен становления СССР, и злоупотребляет слишком радужными прогнозами.

Среди отдельных регионов заметным улучшением показателей может похвастаться Москва. За первые восемь месяцев 2013 года количество тяжелых аварий в столице составило 7214, что на 7,7% ниже, чем годом ранее. Число погибших в них сократилось до 482 человек (-2,1%), а пострадавших — до 8399 (-8,3%).

При этом Москва в этом году уступила Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которые обслуживаются одним УГИБДД, в антирейтинге по абсолютной аварийности для одного региона. В Санкт-Петербурге аварийность выросла на 1,2%, и по итогам августа этот показатель достиг отметки 7548 ДТП.

Помимо столицы положительная динамика также отмечается и в Подмосковье, где количество погибших в ДТП снизилось сразу на 13,9%, до 947 человек. Кроме того, существенный прогресс в плане безопасности движения достигнут в Карелии, Свердловской и Тюменской областях, где улучшение всех основных показателей в процентном соотношении измеряется двузначными числами.

Ухудшилась ситуация с аварийностью на дорогах во многих регионах Северного Кавказа. В крупном Пермском крае число аварий выросло сразу на 49,2%, до 3472 ДТП. При этом число погибших в них осталось на прошлогоднем уровне, а раненых — выросло на 54,7%. Существенно ухудшилось положение с безопасностью на дорогах Якутии и Тувы.

«Чтобы статистика каждый год не колебалась на 1–2% туда-сюда, нужно идти на радикальные меры и полностью менять всю систему обеспечения безопасности на дорогах, — считает экс-депутат Госдумы, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Иначе мы так и будем высчитывать доли процентов, а люди как гибли и калечились в массовом порядке, так и будут».

Эксперт считает, что дорожную полицию нужно очистить от коррупции и перенацелить на профилактику аварийности, а также предпринять шаги с целью сделать медицинскую помощь пострадавшим в авариях более оперативной. «Тысячи погибших в авариях людей можно было бы спасти, если бы им вовремя оказали первую помощь. Это очевидный факт, с которым никто не спорит, но разве что-то в этом отношении делается? Ничего. Люди как умирали, так и продолжают умирать до того, как им кто-то как-то попытался помочь», — добавил Похмелкин.

Он отметил, что в России необходимо создать новую структуру, которая бы отвечала за безопасность дорожного движения в комплексе. «Ее руководитель должен нести персональную ответственность за три показателя — общее количество ДТП, смертность в них и тяжесть последствий.

Когда в этой сфере вместо семи нянек появятся конкретные ответственные люди, появятся реальные шаги, реально влияющие на ситуацию на дорогах, —

добавил эксперт. — Это и освещение всех пешеходных переходов, установка отбойников везде, где это только возможно, обязательно требование к автокомпаниям о запрете продажи новых машин без ABS и подушек безопасности, дальше можно продолжать и продолжать. Каждая из этих мер, которые уже давно реализованы на Западе, даст несколько процентов снижения смертности и тяжких последствий в ДТП».

В связи с этим Похмелкин считает ФЦП, реализуемую ГИБДД, бесполезной. «Что-то, может, и делается, но миллиарды утекают, а серьезных мер, которые дали бы ощутимый эффект из года в год, не наблюдается, — отметил он. — Выделенные из бюджета деньги идут непонятно куда и кому и, на мой взгляд, тратятся абсолютно неэффективно».

По мнению политика, повышение штрафов для водителей и другие ужесточающие меры могут дать эффект только в комплексе с другими мерами. «Прежде всего это неотвратимость наказания, — пояснил он. — У нас каждый второй откупается — деньгами, корочками, статусом. И в этой ситуации повышение штрафов у остальных водителей вызывает лишь чувство негодования и недоверия в отношении государства».

Новости и материалы
В Невинномысске Ставропольского края произошел крупный пожар
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
Все новости