Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

У льготного кредита разыгрался аппетит

К моменту запуска новой программы льготного автокредитования правительство изменило ее условия

Сергей Гусаров 17.07.2013, 20:29
Вадим Жернов/ИТАР-ТАСС

Минпромторг официально объявил о старте новой программы льготного автокредитования. В финальной версии она была скорректирована: в частности, ценовой лимит на машину вырос до 750 тыс. рублей. За полтора года власти намерены продать по новой программе почти 500 тыс. автомобилей — предыдущая программа за три года действия лишь приблизилась к этому показателю.

Правительство официально объявило о возобновлении программы льготного кредитования на покупку нового автомобиля в России. Предложение начало работать еще 1 июля, но ведомство официально сообщило об этом только во вторник вечером.

«Ожидается, что реализация данной программы позволит увеличить и стабилизировать объемы производства и продаж автомобилей в Российской Федерации, сохранить рабочие места и трудовую занятость работников российских автомобилестроительных предприятий и организаций смежных отраслей, обеспечить для населения страны более благоприятные условия для получения кредитов на покупку автомобилей», — говорится в сообщении Минпромторга, которое было обновлено в среду.

К моменту официальной публикации программа претерпела некоторые изменения по сравнению с теми параметрами, которые озвучил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, когда впервые упомянул о ее скором старте.

Так, сумма максимального кредита не может превышать 750 тыс. рублей — ценовой лимит вырос на 50 тыс. рублей. На эти деньги можно купить автомобиль полной массой не более 3,5 тонны, что автоматически распространяет действие программы лишь на покупку легковых пассажирских машин или легкого коммерческого транспорта.

Приобретаемый автомобиль не должен ранее находиться на регистрационном учете в России или быть зарегистрирован на физическое лицо. Кроме того, с момента его покупки должно пройти не более года. С помощью этих мер власти ликвидировали возможность купить по новой программе бывший в употреблении автомобиль.

За машину должна быть внесена предоплата в размере как минимум 15% от его стоимости. Срок действия кредитного договора при этом не должен превышать 36 месяцев. Ставка кредитования будет представлять собой разницу между действующей на дату выдачи кредита ставкой кредитной организации и размером скидки исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, действующей на момент выдачи кредита.

Программа рассчитана на полтора года работы. За этот срок власти намерены реализовать с помощью льготных кредитов 489 тыс. автомобилей.

Для сравнения: в ходе действия предыдущей программы льготного кредитования с 2009 по 2011 год по ней было реализовано 490 тыс. машин. На первом этапе кредит выдавался только на автомобили не дороже 350 тыс. рублей при условии взноса 30% от общей суммы. К последнему году действия программы условия изменились: можно было купить автомобиль стоимостью до 600 тыс. рублей, при этом минимальный взнос и срок выплаты составляли 15% и 36 месяцев соответственно.

С учетом трехлетнего срока выплаты кредитов на реализацию программы в 2013—2017 годах из федерального бюджета будет выделено около 17 млрд рублей. Ранее глава Минпромторга оценивал эти расходы в 12,7 млрд рублей. Тем не менее в ведомстве считают, что сумма дополнительных налоговых поступлений может составить около 23 млрд рублей.

В предстоящем ноябре правительство утвердит правила предоставления субсидий из федерального бюджета банкам на возмещение выпадающих процентов по кредитам, выданных в рамках программы. Банки должны будут проанализировать все риски и подать письменное заявление о своем участии в ней до 1 сентября 2013 года.

Впервые о возможности возобновления программы льготного кредитования заговорил Дмитрий Медведев, хотя еще в августе прошлого года президент Владимир Путин скептически оценил перспективы ее продолжения.

«Это была антикризисная мера, чтобы сохранить рабочие места и поддержать производство автомобилей», — заявил президент, отметив, что предыдущая программа оказалась эффективнее, чем в других странах. Тем не менее Путин отметил, что вероятность ее возобновления невелика. «Во-первых, эти модели сняты с производства, а во-вторых, если все время будет такое стимулирование, это может обернуться обратным эффектом для экономики», — добавил он.

Несмотря на это, в апреле 2013 года Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития рассмотреть возможность повторного введения субсидирования части процентной ставки по кредитам, которые выдаются частным лицам на покупку автомобилей. Скорее всего, такой шаг был вызван начавшимся в 2013 году спадом на российском авторынке.

По итогам автомобильных продаж в России в мае эксперты и представители бизнеса заявили, что для поддержания сокращающегося автомобильного рынка необходима государственная поддержка этого сектора, а именно новая программа льготного кредитования. О скором начале действия такого предложения в ходе недавнего экономического форума в Санкт-Петербурге заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов рассказал «Газете.Ru», что цифра 489 тыс. выданных льготных кредитов на автомобили вполне достижима. «Думаю, что все те покупатели, которые планировали купить автомобиль в кредит, воспользуются этой программой. Предыдущая программа была запущена во время кризиса, тогда продажи были значительно меньше, с тех пор объем рынка крупно вырос», — рассказал эксперт.

Удалов считает, что увеличение лимита стоимости машины на 50 тыс. рублей (до 750 тыс. рублей) будет заметным для покупателей.

«Думаю, авторы программы рассмотрели наиболее популярные модели, например Ford Focus или Renault Duster, и расширили за счет повышения лимита количество доступных комплектаций этих машин», — отметил он.

В целом эксперт полагает, что льготная программа кредитования сможет оказать значительную поддержку сокращающемуся российскому авторынку. «Более справедливый процент кредита, который вводится с программой, является важным с психологической точки зрения — человек берет машину не под 20%, а под существенно меньший процент», — заключил Удалов.