Кого слушает президент

«Живой щит» от инспекторов ГИБДД

В Екатеринбурге уволят инспекторов ГИБДД, организовавших «живой щит» из гражданских автомобилей

Дмитрий Антоненков (Екатеринбург) 25.12.2012, 18:09
Дмитирий Рогулин/ИТАР-ТАСС

В Екатеринбурге уволят из органов трех инспекторов ГИБДД, которые организовали «живой щит» из гражданских автомобилей, чтобы преградить дорогу преследуемой машине. Нарушения с их стороны признал не только руководитель свердловской ГИБДД, но и начальник МВД области. При этом возмещать ущерб пострадавшим водителям в полиции отказываются. Ранее в Москве за организацию «живого щита» гаишник был осужден на год колонии-поселения.

Во вторник начальник ГИБДД Свердловской области Юрий Демин заявил, что инспекторы ГИБДД, организовавшие «живой щит» из проезжающих автомобилей, чтобы остановить преследуемую машину, будут наказаны. В ближайшее время будет подписан приказ об их увольнении.

По словам Юрия Демина, руководитель областного полицейского главка Михаил Бородин подписал материалы служебной проверки, начатой в связи с резонансным инцидентом.

О «живом щите», организованном екатеринбургскими гаишниками еще 18 декабря, журналисты узнали только после того, как пострадавшие обратились с жалобами в прокуратуру.

Как сейчас стало известно, погоня за нарушителем началась еще на улице Кушвинской. Сотрудники ДПС заметили черную «девятку», двигавшуюся с включенными фарами. Требование остановиться водитель проигнорировал. Тогда инспекторы пустились в погоню. Но остановил нарушителя только «живой щит».

Сергей Крейдер, двигавшийся в тот вечер по улице Челюскинцев, издалека заметил автомобиль ГИБДД с включенными проблесковыми маячками. Из него выбежал сотрудник ДПС и с поднятым жезлом выбежал на проезжую часть. Машины начали останавливаться. И буквально через несколько секунд в эту «пробку» сзади влетела черная «девятка». Она зацепила «Шкоду» Крейдера, от которой ее откинуло на чугунные ограждения тротуара, после чего она въехала в зад «Хонде».

Осмотрев пострадавшие машины, полицейские выяснили, есть ли у водителей страховки, после чего составили протоколы о ДТП, согласно которым авария якобы случилась из-за водителя ВАЗ-2109, не справившегося с управлением.

Выяснилось, что за рулем «девятки» находился 24-летний выходец из Таджикистана Сайдали Хасанов. У него не было прав на управление автомобилем, поэтому он и отказывался остановиться.

«Я и второй потерпевший подали заявление в прокуратуру города Екатеринбурга с целью привлечь к ответственности ДПС города, точнее, тех, кто принял подобное решение — остановить транспорт, создав пробку для нарушителя, в которую он въехал на полном ходу, — рассказал «Газете.Ru» Сергей Крейдер. — Во всех машинах находились люди. Есть и запись регистратора. Однако никакие доводы не привели к результату. Инспекторы остались слепы и глухи. Видимо, выгораживают своих. Нарушителя не подвергли даже аресту — просто отпустили после разбора в ГИБДД Железнодорожного района. Да и как арестуешь — тогда придется признать и «живой щит».

Ажиотаж поднятый СМИ сперва заставил автоинспекцию оправдываться, утверждая, что они не специально устраивали пробку из машин, а нарушитель просто не справился с управлением.

«Машины были остановлены таким образом, чтобы у водителя «Жигулей» была возможность двигаться только по правому ряду, чтобы не дать ему выехать на трамвайную остановку», — пояснял в первые дни начальник ГИБДД Екатеринбурга Юрий Замятин.

Ему противоречил и. о. начальника ГИБДД Свердловской области Сергей Зонов: «Регулировщик не останавливал поток. Он показал знак «Внимание!». Движение никто не запрещал!»

И все же, по факту создания «живого щита» ГИБДД начала внутреннюю проверку. 21 декабря проверку законности действий гаишников начал СКР по Свердловской области.

Уже во вторник вечером может быть согласован проект приказа, в котором указано уволить трех сотрудников ГИБДД, которые выстроили «живой щит». Их руководителей ждут жесткие меры дисциплинарного воздействия. Об этом сообщает информагентство «Новый Регион».

«Мы бы хотели, чтобы в отношении некоторых работников Госавтоинспекции были приняты еще более жесткие меры, но, к сожалению, есть определенные моменты, которые не позволяют это сделать, — отметил Юрий Демин. — На мой взгляд, действия сотрудников были неправильными. Тем самым они показали свой непрофессионализм. Нельзя подвергать опасности участников дорожного движения. Нужно было предпринимать иные меры, чтобы остановить нарушителя. В подобных случаях выстраиваются патрульные машины или грузовой транспорт, который может заблокировать проезд. Но ни в коем случае не так, как это было сделано. Сотрудники ГИБДД отнеслись не по-человечески, непорядочно и вопреки здравому смыслу».

Кто именно из сотрудников автоинспекции (исполнители или начальники, отдававшие приказ) понесет дисциплинарное взыскание и что оно из себя будет представлять, станет известно в среду.

Предыдущий громкий инцидент с организаций «живого щита» произошел в 2010 году в Москве.

Инспекторы ДПС, пытаясь задержать преследуемых ими борсеточников на Audi, начали останавливать водителей и организовали из их автомобилей заслон. Однако иномарка протаранила «живой щит» и поехала дальше. Борсеточников удалось задержать только через несколько дней. В ГИБДД сначала категорически отрицали, что инспекторы организовали «живой щит» из машин проезжавших автомобилистов, речь шла только о попытке «искусственно создать пробку» и таким образом задержать преступников. Однако позже столичная ГИБДД и ГУВД Москвы принесли водителям свои извинения, а их машины было решено отремонтировать за государственный счет.

Тогда глава ГУВД Москвы Владимир Колокольцев (сейчас возглавляет всё МВД) освободил от занимаемой должности командира этого же полка ДПС подполковника милиции Александра Козлова, а начальнику УГИБДД ГУВД по Москве генерал-майору милиции Сергею Казанцеву был объявлен строгий выговор. Спустя пять месяцев Казанцев ушел с должности. В отношении гаишника, организовавшего «живой щит» на МКАД, было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий, суд его приговорил к одному году колонии-поселения.