Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Промилле мил не будешь

«Газета.Ru» рассмотрела систему контроля над трезвостью на дорогах Европы — в России наказание может стать самым жестким

Российские власти начали масштабную борьбу с пьянством на дорогах. Если предложенные властями меры будут приняты, то Россия станет лидером по жесткости штрафов за нетрезвую езду в Европе. В свете этих событий «Газета.Ru» рассмотрела систему контроля трезвости за рулем в некоторых европейских странах.

Премьер Дмитрий Медведев выступил со своим обращением в то время, когда российское правительство готовит отзыв на законопроект Госдумы, предлагающий серьезное ужесточение наказания для водителей, в крови которых содержится алкоголь. Депутаты предлагают лишать таких нарушителей прав на срок от трех до десяти лет, штрафовать на 50 тысяч рублей, а в случае повторной езды в пьяном виде — сажать в тюрьму на срок до трех лет. Если водитель с содержанием алкоголя в крови совершит ДТП с жертвами, то ему будет уже грозить колония общего режима с отбыванием наказания сроком от пяти до 15 лет. При этом в России сохраняется «нулевое промилле» при отсутствии критериев клинических признаков — водитель даже с мизерным содержанием алкоголя в крови будет признаваться пьяным. В минувшую субботу премьер Дмитрий Медведев, известный своим непримиримым отношением к пьянству за рулем, выступил с обращением, предложив увеличить штраф за езду в нетрезвом виде до 500 тысяч рублей для жителей Москвы и Санкт-Петербурга и 250 тысяч рублей для остальных регионов.

Если предложенные премьер-министром меры будут приняты, то Россия может стать лидером по жесткости штрафов за пьяную езду в Европе – даже крупные штрафы за превышение допустимых норм алкоголя в крови у водителя в странах Евросоюза составляют несколько тысяч евро и не дотягивают до предложенной Медведевым суммы (около 12,5 тысячи евро по текущему курсу).

Официальная позиция властей по отношению к нетрезвому вождению в Евросоюзе варьируется от страны к стране. Максимальный лимит алкоголя за рулем в Европе равен 0,8 промилле и установлен в Англии, Ирландии, Люксембурге и на Мальте. В свою очередь, нулевая терпимость к выпивке за рулем установлена в Чехии, Венгрии, Румынии, Словакии, Турции и Эстонии.

Великобритания

В Великобритании наказание за превышение допустимой нормы в 0,8 промилле зависит от степени опьянения водителя, но сам факт такого превышения карается лишением прав как минимум на один год. Такое решение может быть изменено, если водитель сел за руль в чрезвычайной ситуации или если управление автомобилем напрямую связано с заработком водителя.

Напомним, британская полиция использует балльную систему нарушений. После превышения определенного лимита мелких нарушений у водителя отбирают права.

Первичное превышение допустимого количества алкоголя в крови в большинстве случаев приводит к штрафу в размере 300–400 фунтов стерлингов. Максимальная сумма штрафа может составить 5 тысяч фунтов стерлингов. В случае избрания судом такого наказания водителя также ждет до шести месяцев тюрьмы.

Кроме того, каждое последующее превышение нормы алкоголя означает более серьезное наказание. В частности, повторное задержание за рулем в нетрезвом виде менее чем через 10 лет после прошлого аналогичного нарушения с содержанием алкоголя в крови в 2,5 раза выше нормы приведет к лишению прав на три года. Более того, для возвращения удостоверения нужно будет за свой счет пройти осмотр у врача, который установит, что у водителя нет алкогольной зависимости.

Помимо прочего, в британском законодательстве существует наказание даже за попытку управлять автомобилем с повышенным лимитом алкоголя в крови. Данное понятие имеет широкую трактовку – водитель может лишиться прав просто за то, что забрал из машины сумку перед тем, как решил вызвать такси, а в этот момент его решили проверить полицейские.

Процедура проверки водителя проходит с помощью алкотестера без точного указания количества алкоголя в крови, прибор оснащен тремя индикаторами – «алкоголь не обнаружен», «содержание алкоголя попадает под лимит» и «содержание алкоголя превышено». В случае превышения нормы водителя отвезут в участок для экспертизы на более точном оборудовании. В свою очередь, если прибор в участке опять показал превышение, то водителю предложат сдать кровь и мочу на анализ. Полиция также может задержать автомобилиста в отделении, чтобы тот снова не сел за руль, причем иногда это занимает целую ночь.

Примечательно, что с учетом существующих в стране норм многие автомобилисты Великобритании могут позволить себе выпить за рулем.

По данным исследования автомобильной ассоциации Великобритании, в котором приняли участие 11 тысяч автомобилистов, почти половина (47%) респондентов имеют знакомых, которые не воздерживаются от выпивки за рулем. При этом большинство (67%) заявили, что сообщили бы в полицию, если бы кто-то из их знакомых сел за руль, приняв слишком большую дозу алкоголя.

По данным министерства транспорта Великобритании, в 2011 году произошли 6730 аварий, связанных со злоупотреблением алкоголем за рулем. В них пострадали 9990 человек, 280 из которых погибли.

Минтранспорта Соединенного Королевства также отчиталось о проведенных на дорогах проверках водителей на содержание алкоголя в крови. Количество попавших под проверку мужчин (92 471 человек) почти вдвое превышает количество женщин (41 547 человек). При этом проваливших или отказавшихся проходить проверку мужчин (3505) оказалось почти в четыре с половиной раза больше, чем женщин (835).

Франция

Ситуация с авариями во Франции ранее была одной из самых напряженных в Европе, но после понижения допустимого лимита алкоголя в крови водителей до 0,5 промилле количество смертей на дорогах снизилось. В частности, с 2010 года в ДТП во Франции погибли на 4% меньше людей, чем годом ранее.

Власти Франции изменили свой некогда мягкий подход к употреблению алкоголя за рулем на более жесткую позицию, и теперь штрафы за пьянство за рулем в этой стране стали одними из самых высоких в Европе.

Таким образом, первичное задержание водителя с уровнем алкоголя в крови от 0,5 до 0,8 промилле в большинстве случаев означает штраф около 135 евро и снятие 6 баллов с прав водителя (из 12 возможных, дальше — лишение). Более высокое содержание алкоголя в крови может привести к двум годам тюрьмы, штрафу в 4,5 тысячи евро и еще 6 баллам, снятым с прав.

Участие в ДТП водителей, в чьей крови обнаружено от 0,5 до 0,8 промилле алкоголя, может означать штраф в 30 тысяч евро. Превышение отметки в 0,8 промилле при аналогичных обстоятельствах ведет к изъятию прав, 8–12 месяцам тюрьмы.

Гибель человека в результате аварии или нанесение ему тяжких повреждений грозит пьяному водителю во Франции 10 годами тюрьмы и 150 тысячами евро штрафа.

При этом французская полиция часто проводит проверки на содержание алкоголя в крови водителей – правоохранительные органы этой страны имеют право проводить такие тесты в любое время и в любом месте.

Кроме того, принятый летом 2012 года закон обязывает всех автомобилистов на территории Франции, в том числе иностранцев, возить с собой сертифицированный в этой стране алкотестер, причем в двух экземплярах. По замыслу французских властей, такой шаг заставит водителей проверить себя перед поездкой и в случае необходимости отказаться от управления автомобилем.

По данным Европейского совета по транспортной безопасности, по вине пьяных водителей во Франции в 2010 году погибли 1230 человек. Общее количество смертей в авариях в том же году составило 2762 человека. Несмотря на столь высокий показатель, дорожная ситуация в стране улучшается – еще в 2001 году в ДТП с нетрезвыми водителями во Франции погибли 2644 человека.

Германия

Разрешенный в Германии лимит алкоголя в крови у водителя – 0,5 промилле. Примечательно, что легальный предел понижается до 0,3 промилле, если водитель с соответствующим содержанием алкоголя в крови совершил даже небольшое нарушение или попал в аварию.

Молодые водители, владеющие правами менее двух лет, и работники пассажирского транспорта не имеют права употреблять алкоголь за рулем. Соответствующие меры были приняты после того, как стало известно, что в 30% аварий в Германии виноваты молодые водители в возрасте от 18 до 24 лет.

Если уровень опьянения превышает 1,1 промилле, то водитель лишится прав на год, а в случае превышения лимита на 1,6 промилле автомобилиста обяжут пройти специальную экспертизу Medical Psychological Assessment (MPA), которая определит, способен ли в принципе данный водитель управлять автомобилем. В рамках теста водитель проходит проверку на координацию, а также посещает врача-терапевта и психиатра и сдает анализ крови.

Результаты теста будут предоставлены водителю не раньше чем через полтора месяца, причем 70% водителей с первого раза проверку не проходят. Пройти экспертизу еще раз можно только по прошествии четырех месяцев, при этом в течение всего срока проверок у водителя не будет права управлять машиной.

Штрафы за нетрезвую езду в Германии составляют 500 евро за первое нарушение, 1000 евро за второе и 1500 за третье.

Попадание в аварию в Германии, если водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, может привести к тюремному заключения на срок до пяти лет или пожизненному лишению прав.

Примечательно, что полиция в Германии часто устраивает пункты проверки на трезвость рядом с пивными и винными фестивалями, распространенными в этой стране. На месте водителей проверяют преимущественно алкотестером, но в случае предполагаемого превышения допустимой нормы автомобилиста заставят сдать кровь на тест.

Жертвами «пьяных» ДТП в Германии в 2010 году стали 350 человек. Всего в авариях в Германии в 2010 году погибли 3309 человек, что является высоким показателем на фоне других стран Евросоюза.

В этой связи издание Bild am Sonntag осенью 2011 года опубликовало данные соцопроса, в котором 77% респондентов высказались за полный запрет алкоголя за рулем для всех водителей вне зависимости от стажа. При этом точно количество принявших участие в опросе немцев неизвестно.

Чехия

В Чехии соответствующий запрет действует с 1953 года – за рулем пить нельзя вообще. Однако наказание варьируется в зависимости от степени опьянения. Соответствующих «делений» в Чехии насчитывается три: от 0 до 0,3 промилле, от 0,3 до 1 промилле и свыше 1 промилле. Категории опьянения до 1 промилле караются штрафами до 800 евро и лишением прав сроком на 6–12 месяцев. Содержание алкоголя в крови свыше 1 промилле приведет к штрафу от 1000 до 2000 евро, лишению прав на 10 лет или тюремному заключению сроком до трех лет.

По данным чешских властей, более 70% виновников «пьяных» аварий имели степень опьянения в 1 промилле и выше.

В 2010 году полиция Чехии стала систематически проверять на алкоголь всех водителей, которых останавливают для проверки, вне зависимости от ее повода. Причиной тому стал рост смертей на дорогах, связанных с пьяными водителями в 2009 и 2010 году на 13–14%.

При этом ситуацию коренным образом изменить не удалось – полиция Чехии редко проводит спонтанные проверки водителей на дорогах.

По данным Европейского совета по транспортной безопасности, в Чехии в 2010 году на дорогах погибли 802 человека, 108 из них – по вине пьяных водителей.

Стоит отметить, что в Европе анализ количества смертей, связанных с превышением лимитов алкоголя за рулем, затруднен – от страны к стране отличаются методы привязки смертей на дорогах к «пьяным» ДТП.

Из-за таких уточнений разница в статистике отдельных стран на первый взгляд может показаться колоссальной — в 2010 году семь стран Евросоюза связали 5% ДТП с алкоголем, тогда как в пяти других странах чрезмерную выпивку за рулем обвинили в 30% аварий. С учетом различий в методике правоохранительных органов, фактическая разница может быть не столь велика. Тем не менее, по данным стран — участниц Евросоюза, в 2011 году лишь 11% смертей в авариях связаны со злоупотреблением выпивкой. В свою очередь, Еврокомиссия утверждает, что алкоголь повинен в 25% смертей на дорогах в 2011 году.

По данным ГИБДД России, в нашей стране при относительно мягком на сегодняшний день законодательстве (не считая нулевого промилле) идет последовательное снижение числа аварий с участием нетрезвых водителей: с 25% в 2000-х годах до 6,7% в настоящее время. Так, в 2004 году произошло 21,6 тысячи ДТП с участием пьяных водителей, в то время как в 2011 году почти вдвое меньше — 12,2 тысячи ДТП. В 2004 году в этих авариях погибли 3645 человек, в 2011 году — 2103 погибших.

Что думаешь?
Загрузка