Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

ГИБДД отчиталась о трупах

За десять месяцев 2012 года в России погибли более 23 тысяч человек: меры властей оказываются неэффективными

В России за 10 месяцев 2012 года в автокатастрофах более 23 тысяч человек погибли и 216 тысяч получили увечья. На разбитых дорогах гибнет в три раза больше людей, чем по вине пьяных водителей. Автоматические камеры фиксируют все больше нарушений, но нарушителей от этого меньше не становится. Эксперты и ГИБДД соглашаются, что ужесточение штрафов, пока единственный ответ властей на рост аварийности, лишь кратковременная и малоэффективная мера.

ГИБДД России опубликовала официальную статистику аварийности за январь – октябрь 2012 года. За десять месяцев в России случилось 170 091 ДТП с пострадавшими. Это на 3,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В автокатастрофах погибли 23 173 человека (рост на 1,2%), а увечья различной степени тяжести получили 216 384 человека.

Накануне в ГИБДД России рапортовали, что благодаря системам автоматической фиксации нарушений ПДД в этом году инспекторы выписали 17 млн штрафов. Но вот только автокатастроф по вине водителей, нарушающих скоростной режим, выезжающих на встречку, проезжающих светофор на «красный», стало больше: они совершили 148 986 ДТП. Жертвами лихачей за январь – октябрь стали 20 090 человек, ранения получили 197 444 человек. Может быть, причина кроется в том, что камеры фиксации нарушений в России зачастую не сопровождаются предупредительными дорожными знаками (законодательно это никак не регламентировано). Таким образом, вероятно, основная задача этих камер не предупредить нарушения, а собрать с водителей штрафы.

Лейтмотивом работы на ниве безопасности дорожного движения со стороны законодателей стала очередная веха по ужесточению наказания за пьянство за рулем.

Придумывать законодательные новеллы депутатов и чиновников вдохновил целый ряд громких ДТП с участием нетрезвых водителей. Действительно, таких аварий стало больше в этом году на 2,2% — 10 876. Однако число погибших снизилось на 7,7% — до 1704 человек. Ранения в «пьяных» ДТП получили 15 853 человека (рост на 1,8%). Здесь стоит подчеркнуть, что все эти аварии не обязательно происходят по вине нетрезвого водителя: в статистике подчеркивается, что это просто ДТП с участием кого-то пьяного. К тому же в эту статистику попадают и те водители, в крови и выдыхаемом воздухе которых приборы зафиксировали мизерное количество алкоголя, равное статистической погрешности. Напомним, власти категорически отказываются возвращать допустимую норму алкоголя в крови, которая позволила бы отделить действительно пьяных водителей от трезвых. В ГИБДД России, в свою очередь, говорят, что в России идет последовательное снижение числа аварий с участием нетрезвых водителей — с 25% в 2000-х годах до 6,7% в настоящее время.

Еще одна причина, из-за которой в России гибнут люди, а ситуация толком не меняется, – это неудовлетворительное состояние улиц и дорог. Из-за разбитого дорожного полотна в этом году произошло 34 503 аварии с пострадавшими (рост на 3,2%), в которых 5666 человек погибли (рост на 5,9%) и 44 096 получили ранения (рост на 4,9%). Несмотря на то что из-за выбоин и ухабов в России гибнет в три раза больше людей, чем из-за «пьяных», в отношении халатных чиновников и подрядчиков, допускающих такое состояние дорог, никаких ужесточающих мер предпринимать не планируется.

Замглавы ГИБДД России генерал Владимир Кузин согласился, что в России есть проблема плохих дорог, однако это только сопутствующее условие при ДТП, а «пьянка» за рулем – умышленное правонарушение.

«Надзорная составляющая работает, претензии по несоблюдению нормативов и стандартов (при эксплуатации дорог. — «Газета.Ru») присутствуют, — заявил Кузин «Газете.Ru». — Предписания вносятся, привлекаются к ответственности должностные лица. Я бы не сказал, что это единичные эпизоды, но есть вопрос, насколько эти меры действенные».

Заметно меньше стало происходить аварий по вине пешеходов. С их участием за январь – октябрь произошло 22 580 ДТП (снижение на 7,2%), в которых 3862 человека погибли (снижение на 8,2%) и 19 829 получили увечья (снижение на 6,7%). Чтобы улучшить этот показатель, в ГИБДД накануне предложили обязать пешеходов носить светоотражающие стикеры.

Несмотря на широкую кампанию властей в виде популистских акций вроде «Внимание – дети» или «Безопасное колесо», растет число автокатастроф, в которых страдают несовершеннолетние. В этом году с их участием произошло 18 085 аварий (рост на 4,4%), в которых 822 ребенка погибли (рост на 1,6%) и 19 098 получили ранения (рост на 4,9%).

После скандальной реформы системы техосмотра в России, когда процедуру передали из ведения ГИБДД страховщикам, выросло число аварий из-за неисправных автомобилей (число таких ДТП всегда было невелико). За десять месяцев поломка в машине спровоцировала 878 ДТП (рост на 0,6%), из-за чего 258 человек погибли (рост на 35,8%), еще 1246 человек получили ранения (рост на 5,2%).

Генерал Кузин затруднился сходу объяснить рост аварийности в стране, но согласился, что это может быть связано с ростом автопарка.

«Очень сложно сказать, — сказал полицейский чиновник «Газете.Ru». – Статистика – это просто цифры, всего-навсего лишь количественные определения. Причины – это другое. Будем анализировать по итогам года».

Сейчас власти активно обсуждают ужесточение ответственности за нарушение ПДД для водителей. «Если учитывать, что предыдущие изменения (повышение штрафов. – «Газета.Ru») сыграли свою роль, то, наверное, и в этот раз повлияет», — рассуждает Кузин. В то же время он согласился, что ужесточение даст только временный эффект. «Это всегда так бывает, — продолжает Владимир Кузин. — Во-первых, привыкают водители; во-вторых, увеличивается их благосостояние. Раньше штраф в сто рублей был серьезной мерой. Сегодня это ничего не стоит. Поэтому, вполне вероятно, (ужесточение) носит временный характер».

Известный психиатр-криминалист Михаил Виноградов уверен, что большие штрафы на водителей-нарушителей серьезного влияния не оказывают. «В основном ужесточение по большому счету не останавливает никого, — заявил эксперт «Газете.Ru». — Это не повод ездить иначе и не совершать ДТП. Правильнее изменить подготовку водителей, ввести психологическое обследование еще на этапе обучения в автошколе. Важно также ввести систему психологической подготовки водителей».

Новости и материалы
Россиянам рассказали, какое вещество в шашлыке вызывает рак
Онколог Черемушкин: при жарке мяса в нем образуется канцероген бензапирен
Названы заболевания, которые могут перерождаться в рак
Фиктивно трудоустраивавшую мигрантов ОПГ накрыли в Челябинске
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Все новости