Кого слушает президент

Штрафы едут на чёрной машине

Репортаж «Газеты.Ru» о «парконах» — спецавтомобилях, которые фиксируют неправильно припаркованные машины

Анатолий Караваев 25.06.2012, 18:07
Столичные властие рассчитывают с помощью «Паркона» победить пробки ИТАР-ТАСС
Столичные властие рассчитывают с помощью «Паркона» победить пробки

Автомобилистов Москвы и Подмосковья ждут массовые штрафы за нарушения правил парковки, которые с 1 июля этого года вырастут до 3000 рублей. Город патрулируют спецавтомобили, в автоматическом режиме фиксирующие неправильно припаркованные машины. Как работают эти мобильные комплексы, выяснил корреспондент «Газеты.Ru».

Эксплуатацией автомобилей мобильной видеофиксации, так называемых парконов, занимается Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Дежурят экипажи семь дней в неделю, с 8 до 20 часов. Сейчас город патрулируют 10 автомобилей. Это чёрные Ford Focus, на капот которых нанесена жёлтая эмблема с надписью «Мобильный видеоконтроль».

На торпедо машины закреплен специальный прибор «Паркон». Со стороны пользователя это широкоформатный ЖК-дисплей с кнопками управления; с другой стороны прибора находятся подсветка для работы в тёмное время суток и две видеокамеры: широкоугольная записывает дорожную обстановку и знаки, а длиннофокусная распознаёт номер автомобиля. Экипаж состоит из двух человек — водителя и специалиста, который работает непосредственно с «Парконом».

По дороге ведущий специалист ЦОДД Михаил Кащеев рассказывает, как работает прибор.

«Комплекс состоит из самого видеорегистратора и модуля навигации ГЛОНАСС/GPS, с помощью которого прибор связывается со спутником и мы получаем точные координаты места, где находится нарушитель, — рассказывает Кащеев.

— Когда экипаж подъезжает к участку, где действует знак «остановка запрещена», мы направляем камеру на припаркованные автомобили таким образом, чтобы в прицельную рамку попал их регистрационный знак. После этого комплекс автоматически начинает работу».

Спецавтомобиль движется со скоростью 30–40 км/ч, при которой прибор может фиксировать нарушения. Сейчас парконы работают на 40 участках, в основном в центре города. В ближайшее время к ним добавятся ещё 29 участков: они согласовываются с ГИБДД. Их число, как уверяют в ЦОДД, будет расти и дальше. Уже в этом году «Мобильный видеоконтроль» начнёт работу по всей столице, от Зеленограда до Бутово. Карты маршрутов, которые патрулируют парконы, размещены на сайте ЦОДД.

У знака «остановка запрещена» специалист из экипажа направляет камеру в сторону стоящих в ряд автомобилей.

Система автоматически включается. Ford медленно проезжает мимо десятков припаркованных автомобилей, а «Паркон», попискивая, фиксирует их номерные знаки. В кадр попадают и дорогие иномарки, и отечественные «Жигули». При этом спецавтомобиль проезжает участок не менее двух раз — с интервалом не меньше чем пять минут. Если неверно припаркованный автомобиль остаётся на запрещённом месте, то он считается нарушителем, а его владельцу выписывается штраф.

Под конец рабочей смены экипаж подъезжает к центру автоматизированной фиксации правонарушений ГИБДД и при помощи Wi-Fi сбрасывает всю информацию на полицейский сервер. После обработки данных ГИБДД в течение трех дней рассылает автовладельцам штрафные квитанции. В них указывается точное место, где стояла машина; также прилагается фотография автомобиля в подтверждение нарушения.

За смену каждый экипаж проезжает в среднем по пяти маршрутам и фиксирует примерно сто нарушений.

«В течение ближайших недель число парконов увеличится до ста. Думаю, этого количества будет достаточно, чтобы водители всерьез задумались о том, где и как они паркуются», — рассказывает Кащеев. Таким образом, с 1 июля, когда штрафы за неправильную парковку в Москве вырастут с 300 до 3000 рублей, за один день 100 парконов будут выписывать штрафы 10 тысячам нарушителей — на сумму примерно в 30 млн рублей.

«Я думаю, после повышения штрафов парковаться будут аккуратнее. Конечно, сразу перестроиться и не нарушать правила водители вряд ли смогут. Нужно какое-то время. Человек хотя бы раз должен получить такой штраф, чтобы хоть что-то понять, — рассуждает Кащеев. — Пока с уверенностью могу сказать, что водители нас уже знают, о нас слышали и, когда замечают, что за ними идет «охота», нередко пытаются как-то наловчиться и прикрыть номера, чтобы их не было видно». Гарантированно обмануть «Паркон» можно, только сняв номерные знаки: в этом случае система бессильна. Впрочем, нередко прибор все-таки дает сбой: если машины стоят очень близко друг к другу, системе не хватает «угла обстрела» — автоматика не может зафиксировать номер. «Здесь нет никаких проблем. Комплекс легко снимается — его можно вынести на улицу. Как бы хитро владелец ни поставил свою машину, мы можем просто подойти к ней вплотную и зафиксировать номер», — комментируют в ЦОДД.

На сегодняшний день «Паркон» фиксирует нарушения парковки только в тех случаях, когда автомобиль стоит в зоне действия знака 3.27 «остановка запрещена».

В ситуациях, когда автомобиль припаркован на остановке, пешеходном переходе, тротуаре, а также под запрещающими знаками, время действия которых приходится на четные или нечетные дни, никакой фиксации не происходит. Кроме того, письма со штрафами присылают только жителям Москвы и Подмосковья. Автомобилистам из других регионов «Паркона» пока можно не бояться. «Но каких-то иллюзий на этот счет водителям питать не стоит. Вскоре количество запрещающих знаков, с которым работает «Паркон», будет увеличено, а значит, и количество фиксируемых нарушений заметно возрастет», — утверждает Кащеев.

Выпускается «Паркон» на петербургском предприятии «Симикон». Стоимость одного прибора составляет 250 тысяч рублей.