Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Чиновников посадят на «отвертку»

Минэкономразвития предлагает ограничить чиновников в покупке дорогих автомобилей по госзаказам

Минэкономразвития предлагает пересадить мелких чиновников на автомобили отечественного производства, оставив право покупать люксовые иномарки только персонам, подлежащим госохране. Впрочем, отечественными в понимании МЭРа считаются BMW и Toyota, собранные в России.

Система покупки автомобилей для служебного пользования прозрачна и проста. Нужно разместить на сайте госзакупок заявку с техническими требованиями и выбрать из всех заявок на реализацию тендера самую выгодную по цене. Чтобы получить желаемый автомобиль, нужно лишь написать его точные характеристики, включая габариты, объем двигателя, мощность и список опций, чтобы в тендер не попали даже одноклассники этой машины.

Кроме того, сегодня при закупке автопарка у чиновников нет ограничений по цене, оборудованию и объемам.

Благодаря такому Бюджетному кодексу, даже чиновник средней руки может приобрести за деньги налогоплательщиков роскошный лимузин стоимостью более 8 млн рублей.

По данным аудиторской проверки Счетной палаты, с октября 2010-го по март 2011 года российские чиновники потратили на покупку автомобилей в рамках госзаказа порядка 2 млрд рублей. Данных о более поздних проверках найти не удалось. Аудиторы выяснили, что федеральные органы исполнительной власти самостоятельно определяют тип и стоимость приобретаемых автомобилей, предназначенных для выполнения одной и той же задачи. И чиновники одного уровня из разных регионов могут заказывать для себя машины разных классов и комплектаций, отталкиваясь лишь от объемов регионального бюджета или собственных аппетитов.

В Счетной палате также отметили тенденцию к «необоснованному увеличению стоимости автомобилей» за счет опций вроде многозонального климат-контроля, кожаной оплетки руля, кожаной отделки салона, хромированной отделки кузова и т. п.

В ФАС признают, что в Бюджетном кодексе, который регламентирует все госзаказы, не существует нормы, устанавливающей максимальную цену контракта для конкретных типов ведомств, и чиновники не нарушают закон. Так, мало кому известное Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства, что в Нижнем Новгороде, в прошлом году приобрело Toyota Land Cruiser 200 ограниченной юбилейной версии за 3,6 млн рублей, а администрация Астрахани — Mercedes-Benz S500 4Matic за 6,8 млн рублей.

Еще в июле 2011 года ФАС обещала внести в Госдуму законопроект, устанавливающий ограничения на покупку автомобилей, однако до сих пор никаких предложений от ведомства не поступало.

Но они появились у Минэкономразвития (МЭР), после того как на этой неделе Дмитрий Медведев утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 годы, согласно которому госслужащие обязаны не только декларировать свое имущество, но и давать разъяснения, из каких доходов приобретены люксовые автомобили и элитная недвижимость.

В четверг замглавы МЭР Михаил Осеевский заявил, что министерство решило выйти с инициативой ограничения чиновников в покупке автомобилей. Чиновники должны ездить на автомобилях отечественного производства, считает замглавы МЭР, оговаривая при этом, что к отечественным автомобилям следует относить и иномарки, произведенные в России.

Иными словами, если инициатива МЭР будет законодательно утверждена, не стоит ждать, что чиновники пересядут на отечественные «Лады» или ГАЗ возобновит производство «Волги» специально для госаппарата. Седаны BMW бизнес-класса, которыми пользуются чиновники средней руки, собирают в Калининграде, модели такого же уровня производят под Санкт-Петербургом Toyota и Nissan, а Volkswagen и Skoda собираются под Калугой. Правда, лимузины в нашей стране пока не собирает никто.

Исключение МЭР готово сделать только для первых лиц государства и лиц, охраняемых по закону «О госохране»: только они по планам МЭРа смогут претендовать на покупку люксовых машин иностранного производства.

Кроме этого в министерстве планируют провести анализ того, сколько автомобилей и для кого требуется каждому министерству и ведомству. Число выделяемых автомобилей и максимальная стоимость каждого из них могут варьироваться в зависимости от региона.

На разработку законопроекта МЭР выделил себе месяц. Осеевский заявил, что готовый документ будет представлен в Госдуму в конце апреля.

Инициатива МЭР в преддверии смены министерских портфелей выглядит как попытка напомнить о себе, угадав направление флюгера власти и, вполне вероятно, никакой практической ценности не несет.

Сейчас при мониторинге сайта госзакупок регулярно в лотах можно встретить внедорожники Toyota Land Cruiser. Учитывая инициативу МЭР, этот популярный у чиновников автомобиль может попасть в «стоп-лист». Однако Toyota Motor уже ведет переговоры с Sollers о возможности крупноузловой сборки Land Cruiser во Владивостоке на мощностях завода, где собираются SsangYong. В марте прошлого года стороны создали совместное предприятие, а первая партия российских Land Cruiser, которые пользуются популярностью у российских чиновников, должна сойти с конвейера в начале следующего года. У Audi уже был опыт производства автомобилей в Калуге в 2009–2010 годах, причем калужское предприятие производило и распространенную среди средних чиновников и депутатов модель Audi A6. С увеличением производства моделей Volkswagen сборка Audi была прекращена, однако в ноябре прошлого года компания заявила, что рассматривает возможность возвращения Audi на калужское предприятие.

О возможности прихода в Россию периодически говорят и Mercedes, и даже премиальный Jaguar и Land Rover. Учитывая объемы отечественного госзаказа, на покупку автомобилей из которого выделяются миллиарды рублей, можно смело прогнозировать, что производители люксовых иномарок найдут способы расширить производство, чтобы удовлетворить потребности российской власти. То, что этот рынок крайне привлекателен в глазах иностранных компаний, красноречиво говорит скандал вокруг Daimler, менеджеры которого давали взятки нашим чиновником, чтобы те закупали для госнужд машины Mercedes.

В то же время эксперты в сфере госзаказа неоднократно разоблачали чиновников, изобретавших схемы, по которым лот выстраивался именно так, как им удобно, под конкретный автомобиль или конкретного поставщика.

Учитывая, что чиновники все те же самые, они наверняка и сейчас смогут применить свою смекалку, чтобы поменять диван Camry или Teana российского производства на более привычное кресло лимузинов BMW или Mercedes.

Яркий пример подобной хитрости уже демонстрировала администрация сити-менджера Екатеринбурга Александра Якоба, которому Mercedes сдали в аренду. А истинный владелец — МУП «Екатеринбургэнерго», у которого колоссальные долги, — приобрел дорогую иномарку на общих основаниях в автосалоне. В свою очередь, администрация Свердловской области при заказе автомобиля Mercedes-Benz S500 для губернатора Александра Мишарина заменила латинскую букву M в названии марки на кириллическую, что, очевидно, сократило число потенциальных продавцов. В обоих случаях суд признал сделки законными.

Новости и материалы
Ученые обнаружили, что канцерогены из ткани и пластика всасываются в кровь через кожу
Небензя прокомментировал вето США на предложение принять Палестину в состав ООН
Глава ЦРУ заявил, что ответственность за теракт в «Крокусе» лежит только на ИГ*
В России отказались от пиратских фильмов после ультиматума прокатчиков
В США считают Китай готовым к воссоединению с Тайванем
Ученые вырастили в лаборатории мини-легкие человека
В Индии пройдут парламентские выборы
Ученые выяснили, что умные подростки реже страдают от деменции в старости
Психолог предупредила, как цвета могут нанести вред психике ребенка
В кабмине Украины опасаются тяжелой зимы
В Павлограде на юго-востоке Украины произошли взрывы
Варшава заявила, что польско-украинская граница больше не может оставаться заблокированной
Нетаньяху заявил об угрозе существованию Израиля
В США заявили, что Израиль изучает возможность атаковать Иран
США заблокировали резолюцию по принятию Палестины в состав ООН
Назван фаворит в паре полуфинала Лиги чемпионов «ПСЖ» — «Боруссия»
В Канаде поймали шестерых человек, организовавших крупнейшее в истории страны ограбление
ВТБ и JP Morgan подали друг на друга в суд
Все новости