Всеневидящий ГЛОНАСС

Минэкономразвития считает, что идея Минтранса оборудовать весь коммерческий транспорт системой ГЛОНАСС вряд ли применима

Евгений Шипилов, Михаил Лобачев 04.11.2011, 12:33
Ни водители, ни чиновники не понимают, зачем нужен ГЛОНАСС ИТАР-ТАСС
Ни водители, ни чиновники не понимают, зачем нужен ГЛОНАСС

Минэкономразвития раскритиковало инициативу Минтранса оборудовать весь наземный коммерческий транспорт навигационной системой ГЛОНАСС. Бизнесменов обязывают покупать дорогостоящую аппаратуру, для которой не прописаны четкие требования и неясно, как эти устройства применять на практике. Пока внедрение системы ГЛОНАСС выглядит как попытка обеспечить для нее рынок сбыта, соглашаются транспортники.

Министерство экономического развития (МЭР) опубликовало на своем сайте оценку приказа Минтранса «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». Согласно планам Минтранса, весь наземный транспорт, выполняющий коммерческие перевозки, должен быть оборудован системой ГЛОНАСС. Предполагается, что вся информация с датчиков будет стекаться в диспетчерские центры, а такой контроль за перемещением автобусов и грузовиков сделает движение на дорогах безопаснее. Контроль осуществлять будет подведомственный Минтрансу Ространснадзор.

Пока требование устанавливать приборы распространяется только на транспорт, перевозящий специальные и опасные грузы. Однако если нормы документы Минтранса вступят в силу, то его действие распространится на 900 000 – 1 200 000 транспортных средств, используемых в коммерческих целях.

В рамках оценки документа МЭР провел консультации с представителями бизнеса.

В докладе ведомства подчеркивается, что Минтранс толком не разъясняет, зачем оборудовать ГЛОНАССом все подряд и как эти данные может использовать Ространснадзор.

«Разработчиком не представлено оценок ожидаемого увеличения расходов бюджетов всех уровней на обработку получаемой информации, — говорится в заключении МЭР. — Также не представлено оценок положительных эффектов от получения Ространснадзором указанной информации. Неясно, в каких именно целях будет использоваться информация о местоположении транспортных средств».

Кроме того, документ Минтранса «оперирует понятиями, суть которых не раскрывается, содержит нормы, которые требуют дополнительной детализации и обоснования, содержат неконкретные формулировки. В целом документ носит рамочный характер и не может быть применим на практике», — делают вывод в МЭР.

Заодно ведомство обращает внимание на то, что в России нет четких требований к аппаратуре ГЛОНАСС, которой должны оборудоваться транспортные средства. При этом стоимость оснащения единичного транспортного средства подобной аппаратурой колеблется в пределах от 13 до 53 тысяч рублей. Кроме того, ежемесячная абонентская плата составляет 1500 рублей. В отсутствие четких требований к аппаратуре навигационной системы есть риск, что предпринимателям придется менять оборудование по требованию контролирующего органа.

Уровень инфраструктуры для применения ГЛОНАСС в России оценивается как крайне низкий. В стране работает всего десять диспетчерских центров, которые обслуживают транспорт, оснащенный отечественной навигацией. Крупнейший такой центр, расположенный в Краснодарском крае, рассчитан только на 12 тысяч транспортных средств — это всего 50% от общего числа ТС в крае. Чтобы охватить весь автопарк региона, потребуется еще три года, подчеркивает МЭР. О строительстве новых диспетчерских центров пока ничего не известно, поэтому неясно, как чиновники планируют осуществлять мониторинг. Чтобы вывести инфраструктуру на должный уровень, потребуется не менее четырех-пяти лет.

В МЭР также обращают внимание на крайне низкое качество аппаратуры ГЛОНАСС.

Применение системы ГЛОНАСС «на городском транспорте показало, что в среднем проблема невыхода устройства на связь повторяется раз в шесть месяцев и в большинстве случаев восстановление работоспособности требует как минимум демонтажа крышки блока, закрывающей разъемы питания и подключения антенны, а эта крышка пломбируется наравне с основным блоком», — говорится в оценке МЭР.

Таким образом, документ Минтранса содержит положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для бизнеса, а также способствуют возникновению необоснованных расходов. «Следствием этого станет усложнение перевозок грузов и пассажиров», — делает вывод МЭР, ссылаясь на оценку предпринимателей. Поэтому необходимость принять приказ Минтранса в предложенной редакции не обоснована, положения его противоречивы и не могут быть реализованы на практике. В связи с этим МЭР предлагает доработать документ.

Сами транспортники соглашаются, что пока внедрение оборудования ГЛОНАСС при перевозках пассажиров и опасных грузов выглядит как попытка обеспечить для него рынок сбыта.

«Изначально транспортные компании не видят смысла в установке этой системы: непонятно, каким именно образом при перевозке пассажиров или опасных грузов ее наличие отразится на безопасности самой перевозки, – говорит директор ассоциации «Межрегионавтотранс» Денис Линев. – Под благим предлогом проталкивается идея, которая достаточно накладна для транспортных компаний, и так работающих в условиях регулируемых тарифов и дорожающего топлива. И даже те компании, которые готовы установить эту систему, не рискуют этого делать, поскольку нет единых технических требований, что в ней должно быть. Все боятся установить одно, а потом выйдет какой-нибудь новый приказ, и придется закупать оборудование заново». По его словам, маршруты движения транспорта с пассажирами и опасными грузами Ространснадзору и так известны, а диски тахографов, фиксирующих режим движения транспорта, хранятся в автопредприятиях в течение трех лет и предъявляются по требованию контролирующих органов.

«Практически все значимые приказы Минтранса проходят через оценку регулирующего воздействия, и Минэкономразвития достаточно объективно относится к замечаниям перевозчиков. Действительно, нет общих требований к аппаратуре, а самое непонятное – кем, когда и зачем будет аккумулироваться, анализироваться и использоваться информация, которая будет идти через эту систему, — отмечает председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко – Отслеживая треки, можно собирать полную информацию: направление, пройденные километры, соблюдение режимов труда и отдыха, но уполномоченного органа, который может и должен это делать, нет. Ни у ГИБДД, ни у транспортной инспекции нет соответствующего оборудования».

По словам Войтко, значительная часть перевозчиков соглашается, что системы объективного контроля необходимы, но помимо этого необходимы механизмы использования информации, реагирования на экстренные случаи. Вопрос о введении ГЛОНАСС на транспорте обсуждается около пяти лет, но ясности в этом вопросе до сих пор нет.

В феврале Министерство транспорта выступило с предложением штрафовать за неиспользование приборов системы ГЛОНАСС владельцев общественного транспорта и большегрузных автомобилей. Для физических лиц этот штраф составлял бы пять тысяч рублей, для юридических – 50 тысяч рублей.

В октябре 2010 года «Газета.Ru» сообщала, что к 2013 году все новые транспортные средства, которые продаются на территории России, могут обязать оборудовать приемниками ГЛОНАСС.