Документ под названием «Долгосрочная программа повышения эффективности исполнения судебных решений (2011—2020 годы)» разработан Минюстом при участии Федеральной службы судебных приставов, Минфина, Минэкономразвития, Верховного суда Российской Федерации и Пенсионного фонда России. Цель программы — модернизировать систему судебных актов и заставить должников платить.
Авторы предлагают ввести сумму минимальной задолженности (примерно 5 тыс. рублей) и в случае ее превышения ограничивать специальные права граждан.
Чего будут лишать — до конца пока неясно, водительские удостоверения — всего лишь один из вариантов. «Это может быть изъятие охотничьего билета у заядлого охотника или лишение родительских прав для уклоняющихся от уплаты алиментов», — говорится в программе.
Идея принадлежит Федеральной службе судебных приставов. «Судебному приставу должно быть предоставлено право выносить постановление об ограничении специальных прав должника-гражданина (например, права на управление автомобилем), уклоняющегося от исполнения требований судебного акта. При этом дополнительную меру не планируется распространять на тех, для кого вождение автомобиля является единственным источником дохода», — говорится в программе.
Разработчики программы ссылаются на международный опыт. Как сообщается на сайте ФССП, подобными полномочиями обладает соответствующая служба в Израиле. Там начиная с 1 августа 2009 года служба может ограничить для должников выдачу водительских удостоверений, загранпаспортов и иных специальных прав. Также практика лишения водительских прав злостных неплательщиков применяется в Польше.
В Федеральной службе судебных приставов от комментариев по поводу своей инициативы отказались.
В ГИБДД подчеркивают, что инициатива службы судебных приставов по лишению неплательщиков водительских прав не имеет правовых оснований.
В случае реализации инициативы изменения потребуется вносить во множество законов — в частности, в закон «О безопасности дорожного движения» и в КоАП.
«Если делается такое заявление, то и сам механизм тоже уже должен просматриваться, но этого пока нет. Если подобное предложение будет оформлено в письменном виде и поступит к нам, мы будем его рассматривать, — считает заместитель начальника ГИБДД Владимир Кузин. — Сейчас нашим законодательством предусматривается три основания для прекращения права управления транспортными средствами, они прописаны в законе «О безопасности дорожного движения». Это связано с истечением срока действия удостоверения, ограничением по медицинским показаниям и лишением права управления. Нарушения, при котором предусматривается лишение прав, совершенно четко связаны с нарушением ПДД».
Согласно КоАП, сегодня безальтернативное лишение прав предусмотрено за использование заведомо подложных номеров, спецсигналов и цветографических схем автомобилей оперативных служб, езду по встречной полосе, управление в нетрезвом виде, превышение скорости на величину более 60 км/ч, отказ уступить дорогу спецмашине с включенными проблесковыми маячками и неправильное пересечение железнодорожного переезда.
«Если оформлять это законодательно, то закон об исполнительном производстве придется привязывать к Административному кодексу. Получается какой-то парадокс, потому что лишение специального права практикуется только за конкретные правонарушения», — говорит директор компании «Автоюрпомощь» Юрий Карягин.
«Характер наказания должен соответствовать характеру нарушения. Получается, у кого нет водительских прав, у того нечего отобрать,
— замечает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Инициатива ФССП лишний раз подтверждает, что приставы не могут грамотно воспользоваться своими правами. Никто не даст гарантий, что, если им дадут еще и новую норму, это как-то их спасет».