Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Водителям установят режим труда и отдыха

Президиум правительства одобрил обязательное введение тахографов для коммерческих перевозок

Михаил Лобачев, Евгений Шипилов 02.09.2010, 20:51
Тахограф расскажет, как долго водитель за рулем не смыкал глаз Wikipedia
Тахограф расскажет, как долго водитель за рулем не смыкал глаз

Автоперевозчики будут обязаны оснащать грузовики и автобусы тахографами. Такие изменения в техрегламенте безопасности колесных транспортных средств одобрены президиумом правительства. Чиновники подчеркивают, что тахографы необходимы для безопасности дорожного движения. Автоперевозчики опасаются нехватки самих приборов и указывают на правовую неопределенность контроля их показаний.

Президиум правительства одобрил в четверг поправки к техническому регламенту безопасности колесных транспортных средств, который вступает в силу 23 сентября, сообщает РИА «Новости».

Главным нововведением, которое предусмотрено проектом постановления, является требование оснащать транспортные средства, перевозящие пассажиров и грузы на коммерческой основе, средствами контроля за режимом труда и отдыха водителей – тахографами.

Тахограф работает как самописец, которые фиксирует, сколько времени находился в движении транспорт. Данные записываются на электронный носитель, их может проверить уполномоченное лицо.

«Достаточно подробный доклад сделал Минпромторг по техрегламенту, и эти предложения совпали в том числе с поручениями председателя правительства об изменении некоторых требований к грузовому автотранспорту — это поручения, которые председатель привез из своей последней поездки», — сообщил журналистам по итогам заседания замминистра экономического развития Алексей Лихачев.

В Минпромторге «Газете.Ru» пояснили, что введение нормы по использованию тахографов касается «транспортных средств, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов». Устройства должны быть установлены на автобусах, начиная с категории М2 (в техрегламенте к таковым относятся машины вместимостью более 8 человек).

«Это сделано в обеспечение безопасности дорожного движения. Главная цель техрегламента – безопасность конструкции, которая влияет на безопасность дорожного движения» — подчеркнули в ведомстве. После того как проект постановления одобрен президиумом правительства, он должен быть подписан, а затем вступить в силу.

Перевозчики опасаются, что в случае оперативного внесения изменений в техрегламент они не успеют оборудовать транспорт тахографами. «Очень много нерешенных организационных вопросов», — предупреждает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. В России официально зарегистрировано более 950 000 автобусов. Столько тахографов на отечественном рынке нет, как и достаточного количества организаций, которые умеют их устанавливать.

Также потребуется согласие заводов-изготовителей, особенно иномарок. «В России много импортных автобусов — неизвестно, будут ли они готовы устанавливать и подтверждать легитимность установления на их транспортное средство и внедрения в бортовое оборудование тахографов, выпущенных в России», — рассуждает господин Свешников.

Неясно, кто будет контролировать показания этих приборов. «Это должен быть федеральный орган, который будет считывать эту информацию и смотреть, соблюдает ли водитель этот режим», — говорит Юрий Свешников. Ранее готовность контролировать водителей выражала ГИБДД.

Примечательно, что система ГЛОНАСС, которой также обяжут оборудовать некоторые транспортные средства, по сути, может выполнять и функцию аналогичную тахографу. Пока неясно, обяжут ли перевозчиков закупать обе опции.

По данным Юрия Свешникова, правительством также разрабатываются поправки в КоАП, которые предусматривают административные санкции за эксплуатацию транспортного средства с неисправным тахографом на коммерческом транспорте в 200 000 рублей.

Сейчас есть санкции только за нарушение режима труда и отдыха водителем транспортного средства, осуществляющим международную автомобильную перевозку – штраф до 2500 рублей.

Предложение оснастить весь коммерческих транспорт тахографами появилось год назад, когда руководство страны отреагировало на серию крупных дорожных катастроф с участием автобусов и грузовиков. После этого Генпрокуратура выступила с инициативой обязать всех владельцев грузовых автомобилей и автобусов оснащать транспорт тахографами.

В среднем тахограф на автобус стоит 20–40 тысяч рублей, установка обойдется от 4 тысяч до 13 тысяч рублей.

Изменения в техрегламент предполагают также возможность ввозить в страну все подержанные легковушки из Японии и грузовики из США. Ранее в соответствии с техрегламентом, который должен вступить в силу 23 сентября 2010 года, идентификационный номер (так называемый VIN-код) автомобиля, ввозимого в РФ, должен был быть обязательно 17-значным. Автомобили для внутреннего рынка Японии имели другое количество знаков, и, фактически, оказывались под запретом. Кроме того, ограничение длины автопоезда в 18,75 м препятствовало ввозу большегрузных автомобилей из США. Сейчас оно увеличено до 20 м.