Согласно данным ГИБДД, в 2009 году в России в автомобильных авариях погибли 26 084 человека, а 257 034 человека получили ранения. По данным ФГУ «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах», в догоспитальный период погибает 45—65% пострадавших в ДТП россиян. Таким образом, люди зачастую умирают не от полученных в результате аварии травм, а из-за отсутствия экстренной медицинской помощи.
По статистике, если первую помощь пострадавшему в ДТП оказать в течение первых 9 минут, то в 90% случаев человеку удастся спасти жизнь.
Минздрав утвердил «Перечень мероприятий по оказанию первой помощи», исполняться перечень должен «лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами)». Считается, что прошедшие автошколу водители имеют специальную медицинскую подготовку, гаишники же проходят не более профессиональную подготовку в рамках «Учебного плана первоначального обучения сотрудников ГИБДД».
Однако, чтобы выполнить требования Минздрава, знания правил оказания первой помощи должны быть довольно глубокими.
После того как водители оценят обстановку, пересчитают пострадавших и вызовут скорую, они должны определить, есть ли у раненых признаки жизни, и перейти к «извлечению пострадавшего из транспортного средства и его перемещению». Затем нужно «восстановить проходимость верхних дыхательных путей, провести реанимацию и при необходимости загерметизировать рану при ранении грудной клетки. Также пострадавшего надо согреть, зафиксировать поврежденные конечности и придать ему оптимальное положение.
Врачи «скорой помощи» называют инструкцию вредной и даже опасной для раненых.
«Ни в коем случае нельзя самостоятельно вынимать тяжелораненого человека из машины, этим его можно просто добить! Даже медики не делают этого, дожидаясь бригады спасателей, потому что извлечение человека из покореженной машины — это целая наука», — говорит Александр Степанов, врач детской бригады «скорой помощи» 13-й подстанции в Москве. Более того, по словам Степанова, начать извлечение нужно с того, что снять клемму аккумулятора и смыть бензин с дороги, если бензобак был пробит.
Положение пострадавших в авариях усугубляет и другое нововведение Минздрава — новый перечень лекарств для автомобильных аптечек. С 1 июля аптечки в обязательном порядке комплектуются только бинтами. Никаких медикаментов, болеутоляющих, дезинфицирующих или успокоительных средств там теперь нет. Так что облегчить страдания людей будет еще труднее.
Минздрав также планирует внести изменения в правила подготовки водителей. Будет увеличено количество часов, отведенных на подготовку по оказанию первой помощи, с 25 до 72.
Но эти нормы и сейчас многие автошколы не соблюдают. Вместо положенных 25 часов на этот раздел уделяется 2—3 часа, а проводят занятия зачастую не врачи, а педагоги школы. Так что переломить ситуацию вряд ли удастся и с новыми нормами.
В «Вестнике здравоохранения» от 02.06.2009 были опубликованы данные, согласно которым сотрудники ГИБДД при дорожно-транспортных происшествиях оказывают первую помощь только в 0,2—0,7% случаев, водители автотранспортных средств — в 7—8% случаев. При этом неотложные мероприятия требуются не менее чем 65% пострадавшим.