В четверг на заседании правительства России, проходившем под председательством Владимира Путина, обсуждался проект стратегии развития российского автопрома до 2020 года. В целом, по словам руководителя Минпромторга Виктора Христенко, программа одобрена. Правда, в нее внесены изменения, и она отправлена на доработку. Исправленный вариант правительство рассмотрит до 30 марта.
Подготовленный Минпромторгом проект предполагал общий объем инвестиций в отечественный автопром в размере 627 млрд рублей — за счет самих компаний, но при поддержке государственных субсидий и госгарантий.
Цифры базировались на исследовании имеющихся производств, которое показало: ведущие российские автопроизводители работают на изношенном и несовременном оборудовании, а технологическое отставание собственно российских моделей от западных увеличивается. Авторы проекта разбили будущий процесс возрождения автопрома на три этапа. Первый, на 2010 год, — преодоление последствий экономического кризиса. Второй, на 2011—2014, — посткризисное восстановление отрасли. При этом в 2011 году отрасль, по подсчетам аналитиков министерства, потребует 140 млрд руб., а в 2012-м — 86 млрд руб. Третий этап, с 2015-го по 2020 год, обозначен в планах как «развитие конкурентоспособной автомобильной промышленности в условиях стабилизации рынка».
Однако «цифра по инвестициям основных компаний в ходе обсуждения сократилась», заявил Христенко после заседания правительства. На модернизацию и увеличение производства было решено выделить лишь 584 млрд руб.
План министерства называет следующие основные цели: обеспечить потребности транспортного комплекса России за счет внутреннего производства качественных автомобилей мирового уровня; преодолеть техническое отставание. Ставку министерство предполагает сделать на удешевление производства российских машин за счет максимальной локализации производства, строительства новых производств автокомпонентов в Сибири и на Дальнем Востоке, а также создания дееспособной российской системы НИОКР — научно-исследовательских и конструкторских работ. Все это, по мысли авторов концепции, должно не только удовлетворить внутренний спрос, но и сделать российские машины будущего привлекательным экспортным товаром.
В качестве одного из вариантов «преодоления отставания» Минпромторг предложил покупку, в том числе и с государственным участием, иностранных автопроизводителей (по китайскому образцу). Однако этот последний пункт правительство, посовещавшись, из концепции исключило. Это решение, с учетом несостоявшейся покупки Opel и Saab, объяснимо. К тому же, по неофициальной информации, в ближайшие годы ни один из крупных отечественных производителей никакого приобретения зарубежных активов не планирует.
Не забыли разработчики и о запретительных мерах: в планах Минпромторга принятие тарифных и нетарифных мер по ограничению импорта. Этот пункт у правительства возражений не вызвал.
Особое же внимание Путин предложил уделить подготовке собственных специалистов для автомобильной отрасли. Он предупредил, что «здесь нельзя рассчитывать на быстрый результат». Но «если будут созданы перспективные заделы, то в будущем можно будет говорить и о формировании авторитетных российских центров по разработке новой автомобильной техники, новых центров компетенции», сказал Путин. «Наша конечная цель — сформировать в стране современную автомобильную промышленность, включающую всю технологическую цепочку, от стального листа до конечного продукта», — заявил премьер.
Еще он выступил с призывом к россиянам не затягивать с покупкой новых автомобилей и уже в этом году, пока действует программа с 50-тысячной премией по утилизации, заменить свои старые авто на новые. «Не стоит откладывать», — попросил Путин сограждан.
По словам премьера, в 2010 году банки по-прежнему будут выдавать субсидируемые кредиты на приобретение отечественных машин в ценовом диапазоне до 600 тыс. руб. Наконец, 30 млрд руб. выделяется на закупки автомобильной и коммунальной техники для государственных и муниципальных нужд.
Руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков скептически оценивает возможности развития российских разработок, конкурентоспособных на мировом рынке. «Если говорить о российских разработках, ориентированных на развитые западные рынки, то, по-моему, поезд ушел, — сообщил эксперт «Газете.Ru». — Наша наука просто не в состоянии создать что-то в этом плане в ближайшие десятилетия. Если же говорить о продукте для российского рынка, то и тут есть препятствия.
У ГАЗа и КамАЗа нет мощных конструкторских школ. В принципе, позволяет что-то создать инженерный потенциал «АвтоВАЗа», но под тем управлением, которое сейчас имеется на заводе, это практически невыполнимая задача: весь топ-менеджмент завода пришел из других отраслей. А значит, все деньги уйдут в песок».
По мнению Целикова, именно менеджерский вопрос станет самым болезненным для любых попыток модернизировать российский автопром. «В принципе, на создание некой принципиально новой платформы нужен миллиард евро. Но в нашей действительности объем средств ничего не решает: уже потратили в свое время несколько десятков миллионов долларов на разработку собственной автовазовской коробки передач. Итог? Деньги потрачены. И нет ни разработки, ни фирмы, которая ее якобы разрабатывала».