— Женева — первый европейский автосалон 2010 года. Каковы тенденции нового автомобильного года?
— Пока развитие рынка идет в прежнем направлении — по пути создания наиболее экологичных и экономных машин. Все делают ставку именно на это. Но добиваются снижения загрязнений разными путями. Самый модный из них — электромоторы и гибридные установки, основанные также на объединении в одной системе электрического и бензинового двигателя. Mazda в электрическую борьбу не ввязывается, отдавая дань новым технологиям развитием линии водородных двигателей. Но я не думаю, что тот и другой пути действительно приведут автопром к стабильному будущему.
— Почему? Ведь производители обещают экономичность, простоту, дешевизну эксплуатации и безвредность для природы. На словах все звучит очень привлекательно.
— Здесь комплекс очень спорных и проблемных моментов. Не забывайте, что электротехнологии очень дорого стоят. Стоимость одной только батареи увеличивает цену машины на порядок. А в посткризисном мире, где, по прогнозам на 2010 год, падение европейских рынков составит минимум 10%, неэффективно делать ставку на дорогие пути.
Кроме того, прежде чем электричество попадает в машину, его нужно как-то выработать, затратив на это энергию, и то же самое бензиновое топливо, которое даст выбросы в атмосферу во время производства. А значит, безвредность технологии уже под вопросом, особенно при массовом производстве, если доля электрокаров составит хотя бы 40—50% от всех машин. Есть еще и вопрос с утилизаций отработавших батарей, создания инфраструктуры и так далее. По-моему, есть более дешевые, простые и эффективные пути достижения тех же целей.
— Какой путь выбираете вы?
— Эволюцию классического бензинового или дизельного двигателя. Инженеры уже несколько лет идут по пути усовершенствования и добились отличных результатов. С двигателей небольшого объема сейчас снимаются по полторы сотни лошадиных сил, а расход топлива становится все меньше. Наверняка эти технологии будут совершенствоваться. Mazda выбирает для себя именно этот вариант. Посмотрим, кто окажется прав.
— Существует теория заговора топливных компаний. Якобы они экономически блокируют все альтернативные разработки, уверяя, что они неэффективны, чтобы сохранить монополии. Вам известно об этом?
— Я работаю в автомобильном бизнесе уже много лет и ни разу не слышал, чтобы хоть одна реальная и интересная разработка сначала появилась, а потом внезапно исчезла и можно было бы заподозрить, что ее специально зарубили. И сейчас никто не мешает компаниям демонстрировать свои электрокары. Другой вопрос — насколько все это жизнеспособно. Скорее, это просто путь привлечения клиентов с помощью демонстрации современных и модных тенденций. Ведь работа этих систем действительно увлекательна и любопытна. И на какое-то время может заменить разработку новых моделей. Но, когда рынки восстановятся, это увлечение, скорее всего, выйдет из моды.