В четверг президент GM Europe Ник Рейли официально подтвердил, что в планах концерна по реструктуризации Opel нет бельгийского завода, на котором работает порядка 2,6 тысячи человек. «Это решение является результатом нынешней тяжелой ситуации, ― заявил Рейли. ― Мы вынуждены сделать это, чтобы обеспечить будущее для всего Opel».
Как уже подсчитали активисты бельгийских профсоюзов, в результате закрытия завода Opel в Антверпене без работы останутся не только его непосредственные сотрудники, но и работники фирм-поставщиков, обеспечивавших функционирование завода, ― всего около 5 тысяч человек.
Реакция бельгийских рабочих была крайне жесткой: они перекрыли выезд с территории завода и стали распространять призывы к европейской солидарности трудящихся.
Впрочем, неожиданной новость о закрытии антверпенской площадки назвать никак нельзя. Разговоры о том, что завод будет закрыт, велись в течение всего последнего полугодия.
Так, когда GM еще собирался продавать свое европейское подразделение канадско-российскому альянсу Magna-Cбербанк, из представленных потенциальным покупателем планов следовало, что бельгийское производство должно быть свернуто. Это вызвало летом 2009 года первые массовые протесты антверпенских рабочих, к которым присоединились их немецкие коллеги. Последним также грозили увольнения, причём более массовые ― до 9 тысяч человек.
Осенью после длительных переговоров Magna пообещала сохранить большую часть рабочих мест в Германии, но антверпенское предприятие все равно планировалось закрыть.
По этой причине бельгийские рабочие наряду со своими британскими, испанскими и польскими коллегами приветствовали ноябрьское решение GM не продавать Opel канадско-российскому альянсу. Их официальные представители высказались за такой план реструктуризации автопроизводителя, который «позволит сохранить рабочие места в Бельгии».
Однако в дальнейшем выяснилось, что план GM не очень отличается от плана Magna. 25 ноября руководитель Opel Ник Рейли заявил, что в Европе будет сокращено порядка 9 тысяч рабочих мест. Поскольку большую часть из них планировалось сократить в Германии ― там, где сосредоточены основные производственные площадки Opel, ― немцы провели в конце года ряд массовых акций протеста. В итоге договариваться GM пришлось именно с немецкими профсоюзами. Их руководители даже летали в Детройт и встречались с руководством американской корпорации. Что до бельгийских профсоюзов, то их представителей, как пишет De Tijd, при принятии решений практически не спрашивали.
Не повлияло на решение GM также и то, что бельгийское государство пыталось выменять сохранение рабочих мест на финансовую помощь. Так, правительство бельгийского региона Фландрия, где расположен антверпенский завод, уже предложило GM 300 млн евро и будущие контракты на 200 млн евро. GM на предложение не ответил ― от Германии он, как ожидается, получит значительно большую сумму в 2,7 млрд евро. В середине января GM обнародовал информацию о том, что поддержит европейских рабочих выплатами на 650 млн евро ― «до выработки окончательного плана реструктуризации». Эти деньги также будут взяты из государственной помощи.
Официальный профсоюз антверпенского завода распространил заявление, в котором назвал увольнения «оскорблением для всех трудящихся промышленности Фландрии и за рубежом».
«Это позор ― лишить дохода тысячи рабочих после стольких лет лояльности, качественной работы, трудолюбия. Это преступление», ― говорится в заявлении.
У Opel в настоящий момент имеется 17 заводов: четыре крупнейших ― в Германии, где работает около 24 тысяч человек, три в Великобритании, два в Польше и по одному в Бельгии, Испании, Португалии, Турции, Франции и Корее. Всего на заводах до сокращений работали 46 тысяч человек.