Дума Костромской области внесла в Госдуму законопроект об изменениях в КоАП — об увеличении штрафа за управление незарегистрированным в установленном порядке автомобилем в 10 раз — со 100 до 1000 рублей. Сейчас процедура регистрации автомобилей следующая. На то чтобы поставить машину на учет в ГИБДД для нового автомобиля, который только выехал из автосалона, предоставляется пять дней. У такой машины нет никаких номерных знаков, только ПТС. Уже стоявший на учете автомобиль при процедуре перерегистрации при смене владельца получает временные номера — транзитные номерные знаки, которые действительны в течение одного месяца. В ПТС ставится запись о новом владельце, но официально машину на него зарегистрировать могут только в ГИБДД, выдав постоянные номера. Транспортное средство с «транзитами» не облагается транспортным налогом, кроме того, после фиксации видеокамерой нарушения ПДД таким автомобилем компьютер не сможет идентифицировать хозяина машины, чтобы выслать ему штраф. Автомобиль в базе ГИБДД до регистрации не числится.
Как пояснили «Газете.Ru» в Костромской областной думе, за первое полугодие этого года на территории области попались почти 3,5 тыс. машин с просроченными транзитными номерами. В прошлом году в России, по данным ГИБДД, было выявлено 1,2 млн таких случаев.
По мнению костромских депутатов, низкий размер штрафа не может стимулировать водителей выполнять закон и своевременно регистрировать свои автомобили. Поэтому наказание за использование транзитного номера следует удесятерить.
Авторы законопроекта полагают, что «ужесточение меры административной ответственности увеличит собираемость транспортного налога». Кроме того, указывают в областной думе, сейчас наблюдается неравенство наказаний за езду с просроченными транзитными номерами, с одной стороны, и за езду вообще без номеров, с другой. За выданные в ГИБДД, но снятые номера водителя наказывают штрафом до 5 тыс. руб. или лишают прав на срок от 1 до 3 месяцев. Управление незастрахованным автомобилем влечет штраф от 500 до 800 руб. На этом фоне езда с просроченными транзитными номерами выглядит необоснованно льготной.
Как пояснили в Государственной думе России, дата рассмотрения законопроекта еще не назначена.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин поясняет: «Мера, предложенная региональными депутатами, разумна. У нас сейчас имеются миллионы автовладельцев, предпочитающих годами ездить с транзитными номерами и платить по сто рублей (или даже меньше, если в виде взятки). Они таким образом избегают, во-первых, стояния в очереди в ГИБДД, а во-вторых, транспортного налога, который сегодня уже не приемлем для многих автомобилистов.
Однако действенность повышения штрафов не будет тотальной. По мнению экспертов, в случае если поправки костромичей будут приняты, закон начнут соблюдать в первую очередь владельцы бюджетных автомобилей, но не обладатели дорогих марок.
Маломощные машины обходятся хозяевам дешевле, в то время как за «серьезные» автомобили уже сейчас приходится платить по 18–20 тыс. руб. транспортного налога в год. При том что уже подготовлен проект закона, увеличивающего базовую ставку транспортного налога вдвое. Так, легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил будут облагаться по ставке 10 руб. за каждую лошадиную силу, от 100 до 150 л. с. — 14 руб., от 150 до 200 л. с. — 20 руб., от 200 до 250 л. с. — 30 руб. и свыше 250 л. с. — 60 руб. за лошадиную силу. К тому же в новой редакции Налогового кодекса региональным властям предоставляется право увеличивать ставки в 5, а понижать в 10 раз. В этих условиях и десятикратно увеличенный штраф может оказаться для владельца более предпочтительным, чем регистрация машины по всем правилам, полагает Травин.
Впрочем, в конце сентября Госдума приняла законопроект, смягчающий последствия минфиновского предложения для автовладельцев-должников. Согласно принятому закону, транспортный налог можно взыскивать только за последние три года, а не на бессрочной основе, как раньше.