Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Иномарки обложили со всех сторон

Озвучили новые таможенные ставки на ввоз иномарок в Россию

Елена Ходякова 07.11.2008, 20:37
ИТАР-ТАСС

Правительственная комиссия озвучила новые таможенные ставки на ввоз иномарок в Россию. Повышение коснется всех автомобилей с пробегом от года. Если эти пошлины будут утверждены, то у собранных в России машин, в том числе и отечественных марок, практически не останется конкурентов.

Правительственная комиссия по поручению Владимира Путина разработала новые ставки для автомобильного импорта. Удорожание коснется всех видов машин: легковушек, грузовиков и автобусов. Изменения, которые предлагается внести в тарифную сетку, оказались даже более масштабными, чем ожидалось.

Для новых легковых машин — от года до пяти лет — предлагается поднять тарифы с 25% от их стоимости до 30%. До сих пор речь шла о росте ставок лишь для тех иномарок, аналоги которых уже производятся в России. По оценке экспертов, уже тогда предполагалось, что этот термин будет трактоваться достаточно широко. То есть тарифы поднимут не только для импортных моделей тех машин, которые сейчас собирают на конвейерах в России (к примеру, на Ford Focus из Испании), но и для их конкурентов в линейке других компаний (в данном случае, на Mazda 3 и Volkswagen Golf). Теперь же и от этого уточнения решили отказаться. Чтобы не затягивать с нововведением, составляя специальную инструкцию по классификации иностранных моделей, таможенные ставки решили поднять для всех машин, которые ввозятся в страну без исключения.

Пошлины для импортных машин с пробегом после 5 лет намерены увеличить еще сильнее – они могут вырасти в два раза.

Сейчас на ввезенные иномарки начинают действовать запретительные пошлины, начиная с семи лет. «Ставки для подержанных автомобилей начиная с этого возраста исчисляются в зависимости от мощности двигателя и вида топлива, на котором они ездят. Чем мощнее машина, тем выше пошлина. При этом за дизельные машины приходится платить больше, чем за бензиновые», — пояснил «Газете.Ru» консультант по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев. Сейчас минимальная ставка составляет 1,4 евро на куб. см. мотора, в случае если тот не превышает объем в 1000 куб. см. Для машин с двигателем до 1,5 тыс. куб. см. цена за куб – 1,5 евро. Для ТС с мотором от 1,5 тыс. до 1,8 тыс. кубов – 1,6 евро. Для автомобилей с силовыми установками от 1,8 до 3 тыс. куб. см. — ставка 2 евро. На все подержанные модели с двигателями больше 3 тыс. кубов пошлина за каждый куб составляет 3,2 евро.

Теперь же предлагается объявить «запрет» на все ввозимые иномарки старше пятилетнего возраста.

После утверждения новых тарифов минимальная ставка для легковых моделей с пробегом будет 2,5 евро. А для наиболее мощных машин она вырастет до 5,7 евро.

В случае с грузовым транспортом новые ставки будут насчитывать от 2 до 4,4 евро. На все автобусы тарифы вырастут до 3 евро за каждый кубический сантиметр.

Такие цифры приводятся в официальном сообщении правительства России, опубликованном в пятницу вечером. Чиновники утверждают, что корректировка тарифов для импортных моделей потребовались из-за кризиса, который охватил мировые авторынки.

Однако эксперты убеждены, что, не сумев привлечь покупателей к продукции отечественного производства рыночными методами, в правительстве решили лоббировать российский автопром при помощи запретительных ставок.

На столь открытую поддержку российского автопрома они пошли из-за того, что доля продаж российского ВАЗа становится все меньше с каждым годом. При этом, по прогнозам специалистов, даже к 2012 году, когда все иностранные автозаводы в нашей стране выйдут на запланированные мощности, Россия все равно будет зависеть от импорта: из 6 млн проданных машин на модели произведенные внутри страны будет приходиться меньше половины (данные PricewaterhouseCoopers). Пока же большая часть моделей собранных внутри России — это модели АвтоВАЗа, на его долю приходится около 60% всего автопрома страны. При этом уже сейчас его доля продаж на отечественном авторынке в два раза меньше.

«Предложение этих мер, а также размер пошлин можно назвать в большой степени ожидаемыми, — убеждена аналитик ИК «ФИНАМ» Айгюль Зиянгулова, — По сути, увеличение пошлин сделает подержанные иномарки сопоставимыми по цене с продукцией иностранных концернов, производимой в России. Понятно, что потребитель в этих условиях будет отдавать предпочтение новым авто». В выгодной ситуации окажутся российские ВАЗ и ГАЗ — у их продукции останется очень мало прямых конкурентов, считает эксперт. «Конкурентами отечественных «Жигулей» будут лишь те иномарки, которые уже сейчас есть в стране и с течением времени выйдут на вторичный рынок». По мнению Зиянгуловой, в новых обстоятельствах пошлины приведут к общему удорожанию подержанных моделей, как импортных, так и российских. «Отечественный автопром получил хорошую защиту. Правда, как обычно, расплачиваться за льготы для российских производителей придется потребителю», — заключила эксперт.

По прогнозам специалистов, новые тарифы могут вступить в силу уже со следующего года.