Беспрецедентный кризис в компании Ford может заставить автопроизводителя отказаться от японской марки Mazda. Убытки Ford за второй квартал 2008 года стали самыми высокими за всю историю компании и составили $8,7 млрд. А всего за прошедшие два года концерн потерял около $15 млрд. Многие финансовые и автомобильные аналитики в США сходятся во мнении, что в такой чрезвычайной ситуации, чтобы избежать разорения, Ford Motor придется продать свой дочерний бренд Mazda, пишет американское издание Business Week. В настоящий момент Ford является владельцем 33,9% акций японской компании.
«В середине 90-х, когда Ford фактически получил контроль над Mazda, «американец» буквально спас свою новую «дочку» от казавшегося неизбежным банкротства. 10 лет спустя Ford может быть вынужден продать марку ради собственного спасения», — замечает специалист KBC Securities Эндрю Филипс.
«Если дела пойдут еще хуже, у Ford просто не останется выбора», — соглашается аналитик компании Credit Suisse в Токио Коджи Эндо. При сложившихся обстоятельствах компания едва ли сможет вернуться к доходности до 2009 года, как планировалось ранее. При этом продажи моделей американского бренда по сравнению с прошлым годом упали на 14,4% до 1,265 млн машин за семь месяцев. Сейчас рыночная стоимость Ford составляет примерно $10 млрд, что всего на 2,4 млрд больше, чем цена Mazda, поясняют эксперты.
Несколько дней назад компания Mazda тоже объявила о падении выручки во втором квартале 2008 года на 12% — до $265 млн. Но виной данного снижения стало не падение продаж, а укрепление японской йены по отношению к доллару. Даже на «ослабевшем» рынке США продажи Mazda упали за семь месяцев всего на 1,7%. Всего в мире до конца года японский автопроизводитель планирует продать около 1,5 млн. машин, на 9% больше, чем в прошлом году. Причем компания рассчитывает на высокие показатели продаж и дальше, за счет нового поколения моделей Mazda 6 и Mazda 2. В сентябре на Московском автосалоне состоится премьера нового кроссовера Mazda CX-9, а в январе автопроизводитель готовится запустить новое поколение своего главного бестселлера – Mazda 3.
При этом за счет разработок, которыми Mazda делится с Ford, она экономит своему хозяину около $90 млн в год, подсчитали в Credit Suisse.
«Mazda не является проблемным активом и имеет с Ford много моделей, сделанных на общих платформах. При этом японские дизайнеры с каждым годом все больше участвуют в разработке автомобилей для Ford. По этим причинам американский концерн будет как можно дольше откладывать эту сделку», – уточняет аналитик консалтинговой компании CSM Worldwide Хирофуми Йокои.
Впрочем, в случае если Mazda окажется выставленной на продажу – это будет уже не первый раз, когда Ford продает свои подразделения для того, чтобы высвободить необходимые средства. Для того чтобы как-то поправить свои дела, Ford уже продал три бренда. В прошлом году это был Aston Martin, который был продан британским инвесторам за $925 млн. А в этом году «с молотка» ушли Jaguar и Land Rover. Британские премиум-марки за $2 млрд купила индийская Tata Motors. Кроме того, неопределенной остается судьба еще нескольких премиум-марок, принадлежащих Ford: Volvo, Mercury и Lincoln.
Больше всего в СМИ появляется сообщений, со ссылкой на источники в компаниях, о предстоящей продаже Volvo. Среди претендентов на покупку бренда — китайская компания Chery Automobile и Renault.