Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Бременские музыканты

История марки Borgward

Borgward-Hansa — марка, бросившая вызов Mercedes в один из самых отчаянных моментов германской автоистории.

Германская земля на редкость плодовита: где ни копнешь, обязательно наткнешься на останки какого-нибудь автозавода. Вот и город Бремен отличился не только одноименными музыкантами, но и знатной автомаркой.

Фирма Hansa была основана в 1905 году в рамках повального увлечения выпуском самодвижущихся экипажей. К Первой мировой войне она вполне обжилась с большими дорогими машинами, но после поражения империи приходилось уповать более на грузовики. В 1929 году фирму Hansa-Lloyd AG перекупил сосед — тридцатисемилетний герр Карл Боргвард, сам делавший грузовики под скромным именем Goliath. Новым хитом Боргварда стал трехколесный коммерческий драндулет Blitzkarren. Эта мотоколяска с движком в две лошади сначала пришлась по вкусу мелким лавочникам, а потом была принята на вооружение почтарями (фирма получила централизованный правительственный заказ).

Подоспевшая депрессия сделала «малыша» архиэкономичным, а трехколесное своеобразие — даже стильным.

Дело в том, что схема в три колеса с двигателем сзади вызвала к жизни единый обтекаемый кузов без крыльев, который накрыл все агрегаты машины (возможно, это и вывело Боргварда позже на верный путь). Эта стильность перекочевала и на его четырехколесные первенцы: в тридцатых модельный ряд фирмы пополнился седанами с четырех- и шестицилиндровыми двигателями. Увы, гнутые обширные крылья, сужающийся капот, бусины фар выдавали в «Ганзах-Богвардах» обычных гражданок третьего рейха.

Hansa тихо уступил место бренду Borgward. Вскоре предприятие было почти полностью разрушено во время Второй мировой, но герра Боргварда это не остановило. Он опять «выехал» из коллапса на трехколесных драндулетах (Goliath GD 750). А уже в 1949 году его инженерами была сконструирована новинка 1500. Ее отличал так называемый понтонный кузов, который своей структурой полностью накрывает отдельные части конструкции, а не состоит из ее частей, вывернутых «изнутри наружу», — капота, крыльев, салона. В этом Borgward шел вровень с Mercedes и чуть позади «Победы» В 1953 году появилась модель 2400 с рядной 2,3-литровой «чертверкой».

Вероятно, дизайн автомобиля заигрывал с американскими веяниями: обтекаемый объемистый «нос», ниспадающий «хвост». Правда, авто имело архаичную черту — двери открывались вперёд. Машина с 80-сильным двигателем, разгонявшим ее до 150 км/ч, кишела инновациями по части комфорта. Так, запасное колесо располагалось в отсеке под задним сиденьем и доставалось так, что путешественникам, проколовшим колесо на дороге, не нужно было выгружать все чемоданы, чтобы извлечь запаску со дна багажника. Отопление и вентиляция регулировались отдельно для заднего и переднего сиденья. Боковые стекла убирались в дверь от малейшего касания, заднее стекло имело обогрев.

Borgward 2400 среди первых немецких машин получил в качестве опции «автомат».

Любопытно, что вскоре и BMW начал насыщать свои новинки дамскими комфортными нюансами, пытаясь поймать на них немок. Кстати, в то время новый люкс, кроме Mercedes, BMW и Borgward, в Германии тогда никто и не делал. Немцам предлагались «жуки», двухтактные DKW, множество малюток всех мастей, спорткары «Порше», непритязательные «Опели» и, собственно, всё.

В 1955 году Borgward отбросил ниспадающий кузов fastback и решительно перешел на седаны и купе — трехобъемники, оказавшись здесь в первых рядах наравне с итальянцами. Радиатор окончательно стал горизонтальным. Рядом с консервативным фасадом Mercedes это был тоже прорыв. Флагман марки 2400 теперь носил «скромный» титул Pullman Limousine. Но главными хитами стали наследницы модели 1500 — купе Isabella конца 50-х. Обширные, приземистые, очень женственные. С лихим рисунком «птичьего крыла» на боку. С богатыми салоном и цветовой гаммой. С характерным ромбом на радиаторе. Параллельно Borgward делал и карапузы под маркой Lloyd Alexander а-ля Fiat-500. Предлагались грузовики и джипы Goliath. Если по правде, то именно это и держало фирму на плаву, т. к. выпускавшийся до 1959 года Borgward 2400 был произведен числом около тысячи штук.

В то время в имени моделей вновь замелькало Hansa. Любопытно, что имя Hansa апеллировало к Ганзе — древнему союзу североевропейских городов, активно ведшему морскую торговлю. Ганза (а в нее входил и Бремен) хорошо владела морем, но так и не смогла пробиться в океан, когда там открылись новые пути торговли. Боргвард, наоборот, решительно пустился в океаны. Рынок Германии был слаб. После многомиллионных человеческих потерь Второй мировой немецкую продукцию в Европе откровенно недолюбливали. Те же, кто некогда отнесся к немцам лояльно, если и не висели на придорожных столбах, то были далеко отодвинуты от финансовых потоков. До Америки было пока не дотянуться – у Боргварда не было того предвоенного реноме, коим блистали Mercedes и BMW. В итоге, как Volkswagen и DKW, Borgward пошел на край света: Латинская Америка, Южная Африка, Австралия. Эти глухие места сытые и обнаглевшие после войны автопромышленники не баловали новинками.

Там-то вполне продвинутые авто Borgward и стали культом, и именно там до сих пор гнездятся верные клубы их хозяев.

Наконец в 1959 году Borgward вышел с новинкой P100, явно нацеленной на конкуренцию с Mercedes. Машина получила комфортную пневматическую подвеску, которая ее автоматически выравнивала. Эксперименты с подвеской (с гидравлической у Citroen DS, с торсионной у Packard Caribbean) считались тогда хорошим тоном. P100 имела рядную «шестерку», разгонявшую ее до 160 км/ч.

Впрочем, с движками просматривалась и перспектива: в конце 50-х Borgward разработал и новый 16-клапанный двигатель, с которым гонщики активно выходили на «Формулу-2» и иногда «Формулу-1». К дизайну P100 было не придраться – весьма лаконичный фасад с характерным трапециевидным радиатором и стройный силуэт вполне позволял «сделать» многие марки. И все же очарования «Мерседеса» у P100 не получалось — своей правильностью модель напоминала «Опель» «Караван» и «Олимпия-рекорд». Но испортили дело все же не штутгартцы, а кредиторы. Они попытались обанкротить фирму, хотя Боргвард уверял, что все наладит. В итоге он расплатился по счетам, но вынужден был продать оборудование в Мексику. Там P100 делали до 1970-го. Сам предприниматель умер в 1963 году.

Новости и материалы
КНДР поучаствует в ПМЭФ
На Украине задержали блогера, который призывал сопротивляться мобилизации
Старые смартфоны Samsung получат Android 14 и Galaxy AI с нейросетями
Суд смягчил для «Макфы» арест активов
Американцы массово отказываются от покупки новых iPhone
Стало известно, сколько людей уехало из Харькова с начала СВО
Северная Корея сообщила, что пока не собирается вступать в БРИКС
Эвелина Бледанс рассказала о первой значимой покупке: «Искали бутылки из-под пива»
Лукашенко посоветовал находящимся за рубежом оппозиционерам подумать о своих родственниках
В Белоруссии заявили о подготовке радикалов в Литве и Польше к ударам по стране
Во Франции задержали подростка, собиравшегося совершить теракт во время Олимпийских игр
Cтало известно число тайно поставленных ракет ATACMS Украине от США
В Белоруссии утвердили новую военную доктрину
В Минобороны Белоруссии высказались о гонке вооружений
Лукашенко рассказал, в каком свете Запад видит европейский регион
В тульском СК установили родителей ребенка, найденного в контейнере в гаражах
Жизель Бюндхен расплакалась из-за проблем с полицией
Непомнящий объяснил, почему «Зенит» проиграл «Рубину»
Все новости