Классический итальянский автомобиль обычно навевает две ассоциации. Или это рой Ferrari, Alfa Romeo и Lancia, с ревом проносящихся по треку. Или FIAT разной степени мелкости, из которых, бешено жестикулируя, выпадают какие-нибудь комические неаполитанцы.
Но, если вспомнить детективы и комедии шестидесятых, в них нет-нет да и мелькнет маленькая машинка с явно дизайнерскими претензиями, но с масштабами «фиатика». Да и выбирали такие авто в кино для дел, далеких от массовки, – для ограблений, налетов, погонь. Тут народным автомобилем не обойдешься. Нужны были и передний привод, и спортивная легкость, и форс...
Такими и были Autobianchi («Аутобьянки») – эстетский каприз на пограничье между «красивой жизнью» и маневрированием в пробке по утрам.
Фирму Bianchi основал ещё в 1885 году Эдуардо Бьянки. Накануне нового, XX века она занялась автомобилями и вскоре имела свою нишу на рынке дорогих машин высшего класса. С этим реноме она успешно дожила до Второй мировой войны, когда союзники отутюжили завод (и за дело – фирма строила спецтехнику). Однако это не помешало возобновить производство после войны на новом месте. Правда, пришлось ограничиться велосипедами и рабочей техникой, но фирма оставалась в руках наследников Бьянки, которые в душе грезили автомобилями.
Чтобы сделать прошлую сказку былью, хозяева нашли занятную схему. Им удалось увлечь идеей совместного производства FIAT и Pirelli, да так, что в новом совместном предприятии, основанном в 1955 году, семейство Бьянки получило блокирующие 33%.
Все были довольны: Pirelli получала нового потребителя своих колес и часть доходов, а FIAT – ключик к нише дорогих компактных автомобилей, в которой свирепствовали именитые кузовные фирмы (они повадились надевать свои неотразимые кузова на фиатовские шасси). Ну а семейство Бьянки улучило шанс вернуть себе доброе автомобильное имя: кроме бренда за Бьянки оставалось и кузовное дело, и место – их завод. К тому же первенец получил имя первого автомобиля, выпущенного под семейной маркой в 1899 году, – Bianchina. В 1957 году эта странная машинка привлекла внимание удивительным двухместным кузовом типа «ландо» в различных вариантах, но с открывающейся крышей, за что и была прозвана «трансформобиль».
По механике это был Фиат-500: 2-цилиндровый моторчик-«воздушник» сзади. Но в отличие от «Фиата» это была ещё и именно затейливая игрушка-безделушка, какие очень любят женщины и владельцы магазинов подарков (конечно, из-за женщин).
Прикольная, деловитая и пухленькая, как дамская сумочка. Ничего случайного здесь не было. Среди обескровленных войной сеньоров в католической Италии выросло новое поколение страшно деловых синьорин, самостоятельно строивших свою жизнь и распоряжавшихся деньгами.
Именно на этих дамочек и сориентировались коварные автомаркетологи, предлагавшие «Бьянкину» в качестве второй машины в семью. Впрочем, и мужчины иногда не брезговали «ландолеткой». Смотрелось это забавно. Достаточно вспомнить неподражаемый красный родстер Bianchina из «Розовой пантеры», на котором скрывался с места кражи грабитель в костюме гориллы.
Горилла смотрелась в Bianchina по размерам как трехлетний малыш в своем открытом детском автомобильчике.
Что в общем было вполне логично: женщины говорят, что мужчина отличается от мальчика лишь стоимостью своих игрушек. Чуть меняясь, Bianchina благополучно просуществовала в производстве до конца 70-х годов. В 1963 году появилась Stellina с кузовом из стеклопластика, который придумал Том Джаарда, легендарный дизайнер De Thomaso, Pininfarina, FIAT. Правда, хрупкая вещица не пошла, за два года вышло всего около пятисот кузовов. В основе ее был FIAT-600.
Autobianchi Primula в те же годы делал уже легендарный Данте Джакоза. FIAT повадился пробовать на Autobianchi свои новые разработки. В итоге именно Primula первой получила передний привод, до сих пор не применявшийся на итальянских народных авто в серии. Машина прижилась и дала жизнь другим переднеприводным вариациям.
Менее удачной была судьба A111, более объемистой версии Primula: было выпущено менее 50 тысяч машин, зато A112 застряла в производстве на два десятилетия. Было сделано миллион с четвертью экземпляров, увы, с точки зрения дизайна это была всего лишь вариация на тему английских Mini. Их повадились делать в Италии под маркой Innocenti, и с этим надо было что-то делать.
FIAT все же выжал семейство Бьянки из бизнеса в начале 70-х годов, перекупив их акции благодаря кризису на мотоциклетном рынке. Марку отдали под опеку Lancia, и уже в 80-х она начала тихо сходить на нет. Последние шильдики Autobianchi исчезли с горизонта в конце 80-х годов.