После приостановки забастовки в декабре 2007 года комиссия завода Ford во Всеволожске постоянно вела переговоры с профсоюзной организацией. Рабочие добивались увеличения средней зарплаты более чем на 30%, до 28 тыс. руб. Администрация завода была готова компенсировать инфляцию на 11%. В среду Ford опубликовал финальное предложение профсоюзной организации. Производитель пошел на целый ряд компромиссов.
Администрация готова поднять ставку рабочих на 16-21% в зависимости от уровня (грейда) их квалификации. Таким образом, новая средняя зарплата составит 25 586 руб.
Начальный оклад составит 19 тыс. рублей. На предприятии будет введено новое расписание смен, составленное совместно с рабочими. Кроме того, начиная с марта, когда новый коллективный договор вступит в силу, сотрудники всеволожского предприятия смогут бесплатно обедать, пользоваться долгосрочной накопительной программой, получать за выслугу лет от 5 тыс. до 10 тыс. руб. в зависимости от стажа. Тогда же начнет действовать система доплат за выполнение дополнительной работы путем совмещения профессий.
В профсоюзе пока не комментируют новое предложение администрации. «До конца недели мы будем проводить голосование среди рабочих. Наш ответ руководству завода будет готов в понедельник», — говорит глава профорганизации российского Ford Алексей Этманов.
По мнению экспертов, скорее всего, рабочие примут это предложение. После введения новой системы оплаты труда примерно четверть рабочих получит увеличение заработной платы на 21%. Ford подготовил социальный пакет, который можно назвать одним из самых лучших среди всех российских автопроизводств России, считает специалист ИК «Финам» Владислав Кочетков.
«Очевидно, что за счет такой серьезной прибавки к зарплате концерн рассчитывает не только удержать тех сотрудников, которые уже работают на заводе, но и привлечь профессионалов с других производств», — поясняет аналитик. Под Санкт-Петербургом уже работает завод Toyota. В апреле откроется предприятие Nissan. В конце года закончит свое строительство General Motors.
Специалисты прогнозируют очень острый дефицит кадров.
В связи с расширением производства, которое Ford запланировал в этом году, на завод придет еще тысяча новых сотрудников. На этот раз Ford будет особое внимание уделять лояльности обновленного рабочего коллектива, убежден Кочетков. «При новых ставках завод может пойти дальше – параллельно с расширением штата администрация может начать замещение наиболее негативно настроенных сотрудников более послушными», — считает специалист.
Опыт прошлогодних забастовок доказал, что остановка производства может обернуться серьезными последствиями для всего бренда. По итогам продаж в России в 2007 году Ford уступил лидерство Chevrolet (с учетом продаж Chevrolet-Niva, сделанных на СП GM-Avtovaz). Из-за остановки конвейера завод во Всеволожске не произвел, по оценкам компании, 4960 автомобилей Ford Focus II.
С середины февраля на заводе Ford начинается производство Focus третьего поколения. По мнению аналитиков, за счет компромисса с рабочими завод гарантировал себе несколько месяцев спокойствия. Однако загадывать на более длительный срок эксперты не решаются. По словам Кочеткова, ситуация показала, что рабочие хорошо освоили механизм давления на работодателя. Нельзя исключить, что люди не захотят вновь прибегнуть к остановке конвейера, чтобы поднять зарплаты еще выше.