«С точки зрения гибели людей, поправки не сработали»
В канун вступления в силу очередных поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), «Газета.Ru» побеседовала с разработчиком нововведений Владимиром Плигиным, председателем Комитета Государственной Думы России по конституционному законодательству и государственному строительству.
— Владимир Николаевич, будут ли приниматься дополнительные поправки в Кодекс об административных правонарушениях?
— Безусловно, некоторые части КоАП будут перерабатываться, в частности, глава 23-я которая касается органов работающих в сфере ответственности. Если говорить о поправках к главе 12 (ужесточение наказаний за нарушение ПДД – комментарий «Газета.Ru»), то они будут вводиться, как и предполагалось, в несколько этапов (1 января и 1 июля 2008 года.) Пока дальнейших изменений в КоАП не предполагается. Нам необходимо провести ряд рабочих встреч с журналистами, правозащитниками и представителями профессиональных сообществ, что станет продолжением диалога общественности и Госдумы по проблемам автодороги. На таких встречах довольно часто вносятся предложения по ужесточению ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения. Например, детские кресла – если на них будут сокращенны пошлины, можно будет подумать над ответственностью в этой области. Если посмотреть статистику, число ДТП уменьшилось, но количество аварий с множеством жертв и высоким травматизмом возросло. Это говорит, о том, что просто профилактические меры по снижению аварийности, с точки зрения гибели людей, не работают.
— С чем вы это связываете?
— Эксперты связывают это с увеличением автопарка РФ, а также со снижением уровня требовательности к водителям. Здесь должно быть сочетание политики разумной, превентивной и карательной в том числе. Так, после введения безальтернативного изъятия прав за вождение в нетрезвом виде, удалось уменьшить количество пьянствах на дорогах.
— Довольны вы исполнением программы по введению новых штрафов?
— Совершенно недоволен, особенно в части исполнения наказаний. Не действует в полной мере функция неотвратимости наказания. По этому поводу сейчас принимаются серьезные меры федеральной службой приставов по взаимодействию с сотрудниками ГИБДД. Будет упрощена система учета штрафов. Человек не должен «тратить жизнь» на эти вещи.
— Последнее время увеличилось количество VIP-аварий с чиновниками и работниками правоохранительных органов, как будет решаться эта проблема?
— Количество машин со спецсигналами уменьшилось. Их осталось не более 1000. Сократилось и число мигалок. Мы обсуждаем проблему увеличения ответственности людей наделенных властными полномочиями.
— Довольно часто работники правоохранительных органов получают меньшее наказание за нарушение ПДД, чем обычные водители. Обходятся условным приговором где, другой водитель получил бы срок. В чем причина?
— В этой области нужно серьезно работать. Потому что рассчитывать, что правонарушения снизятся с ужесточением наказаний не приходится. В случае судебного рассмотрения дел, не существует зависимости внутри правоохранительной системы одного ведомства от другого. И судьи чаще склоняются к более жесткому наказанию по своим личным убеждениям. Если же мы говорим о малых городах, где все знакомы, то это несколько иная проблема. Раньше ее решали с помощью переводов – человек не работал более 5 лет на одном месте. Сейчас эта проблема решается.
— Насколько возможно введение пожизненного лишения прав?
— Такая мера справедлива, в том случае если возникает рецидив. К примеру, человек несколько раз оказывался за рулем в нетрезвом виде. В этом вопросе необходимо, отталкиваться от такого понятия, как культура общества, которая формируется очень сложно. Когда принимаешь такие меры, нужно понимать что они коснутся 36 млн. напрямую, а косвенно – всего населения страны. Когда мы начали вводить лишение прав за состояние алкогольного опьянения специалисты говорили, что мы поступаем крайне неправильно, потому, что очень часто машина или трактор является основным источником дохода человека или целой семьи.
— Будет что-нибудь предприниматься для решения проблемы взяточничества в ГИБДД?
— Несомненно, будет. В первую очередь, необходимо остановить нарастание численности сотрудников ГИБДД. Бюджет должен остаться тот же. При этом должно увеличиться число критериев, которые говорят об эффективности работы ведомства. Наша цель – достигнуть результата, а он состоит в снижении травматизма на дорогах, вызванного нарушением ПДД. Например, люди должны чаще пристегиваться за рулем. Думаю, окончательно это произойдет, когда изобретут специальные ремни для женщин.
С первого января 2008 года в России вступает в силу очередной этап ужесточения штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения. «ГазетаRu» публикует уже действующие санкции и основные изменения, которые будут действовать с Нового года.
Так, с Нового Года резко возрастают денежные наказания за такие нарушения, как езда с непристегнутыми ремнями безопасности, проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости, езда без прав, отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
Ранее, с 11 августа текущего года власти задействовали первый этап повышения штрафных тарифов. Мера это, скорее, носила подготовительный порядок. Денежное наказание выросло за пересечение двух сплошных, выезд на трамвайные пути встречного направления, отсутствие техосмотра и нарушения ПДД пешеходами.