С начала года Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы выявил в городе 28 АЗС, на которых продается некачественное топливо. В ведомстве рассказали, что специалисты проверяют примерно по две заправки в день на предмет соответствия нормам «Эко-3». Нормативы, которым должны соответствовать АЗС, касаются качества топлива, условий хранения и транспортировки, устройства самого заправочного комплекса.
«Всего мы проверили уже более 200 московских заправок, — рассказали в департаменте. – Наши специалисты приезжают на АЗС, покупают по 1,5-2 литра каждой марки бензина и дизтоплива, канистры опечатываются и увозятся в лабораторию. Эксперты осматривают и сам заправочный комплекс, например, не забиты ли сливы листвой, есть ли на заправке сорбент (вещество, которое может впитать в себя бензин в случае утечки), засыпаются ли масляные пятна песком».
В департаменте подчеркнули, что в последнее время фиксируют много звонков от граждан по горячей линии: «Вообще мы имеем право проверять одну и ту же АЗС раз в два года. Однако реакцией на жалобы жителей с нашей стороны может стать внеплановая проверка.
Список заправок, не прошедших тест, мы регулярно публикуем».
К тем предпринимателям, чье топливо признано некачественным, применяют санкции. Штраф взимается с каждой заправки (даже в случае, если они принадлежат одной фирме) и составляет от 25 тыс. до 400 тыс. руб. в зависимости от серьезности претензий.
Лидер «черного списка» департамента – ОАО «Кедр-М», компания, которая раньше входила в состав ЮКОСа. Восемь заправок, принадлежащих фирме, по мнению чиновников, продают недоброкачественный бензин. В компании от комментариев отказались, ссылаясь на трудный период и происки конкурентов.
В «Ассоциации «Гранд», которая также фигурирует в списке, завили, что это в практике фирмы единичный случай. «К некоторым нашим станциям были претензии, однако обнаруженные дефекты топлива – из разряда тех, которые никак не сказываются на работе двигателя», — сообщили в коммерческом отделе компании.
«Дефекты были связаны с тем, что свежий бензин смешался с более давнишним, и некоторые компоненты выпали в осадок», — оправдываются коммерсанты.
Московские нормы, по мнению работников фирмы, не всегда объективно отражают качество бензина. «К нашему бензину претензий со стороны клиентов еще не было, мы закупаем его на «Орскнефтепродукте», и несколько раз, перед тем как попасть на заправку, он проходит проверку. От случайностей же никто не застрахован», — заключили в компании.
По словам экспертов, дефекты топлива бывают разными – от примешанной воды до добавок тетроэтилсвинца – присадки, которую «черные заправщики» добавляют для того, чтобы повысить октановое число бензина.
«Вы покупаете 98-й, а льют вам 95-й плохого качества с присадками»,
— говорит Алексей Коллонтай, руководитель Центра контраварийной подготовки водителей «Мастер-класс». – Причем, если автомобиль находится на гарантии и у него из-за некачественного топлива сломается, к примеру, бензонасос, то машину бесплатно обслуживать не будут — негарантийный случай».