Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Группа риска

Кирилл Тищенко, Мария Цыбульская 20.02.2006, 11:28

Из рейтинга угонов прошлого года стало понятно, что владелец иномарки рискует остаться без автомобиля куда больше, чем даже владелец «девятки», о привлекательности которой для угонял ходят легенды. А уж владельцу Porsche Cayenne для обретения крепкого сна лучше поселить в своем кроссовере омоновца.

В прошлом году в Москве произошло примечательное событие: количество зарегистрированных автомобилей перевалило за 3 млн. Ежедневно в столице регистрируется в среднем 500 автомобилей. Москвичи и приезжие не только приобретают машины, но и теряют их: в 2005 году за сутки в среднем угонялось 34,4 автомобиля. Всего в прошлом году, по данным департамента уголовного розыска МВД России, в Москве лишились законного хозяина около 12,5 тыс. легковых автомобилей.

Данные МВД о количестве угнанных автомобилей обычно дают представление о проблеме в одном срезе — абсолютное число угнанных автомобилей той или иной модели. Однако это вовсе не означает, что для владельца автомобиля — лидера милицейского рейтинга риск расстаться с ним действительно намного выше, чем у хозяина редко угоняемой, но менее массовой модели. Более точным показателем степени риска является соотношение числа угнанных автомобилей с общим количеством находящихся в эксплуатации машин этой модели.

К сожалению, подробных данных о состоянии автопарка страны в целом и ее столицы в частности официальные источники не предоставляют. Например, в отчетах ГАИ автомобили иностранного производства лишены имен и обозначены просто как «иномарки». Поэтому в таблицах, куда для удобства сведены данные, на полную достоверность претендуют лишь общие цифры угнанных автомобилей. Наши подробные данные об автопарке отечественных автомобилей и иномарок получены из различных неофициальных источников, не претендуют на точность и не отражают реального числа автомобилей той или иной модели в настоящий момент. Тем не менее они достаточно точно иллюстрируют соотношение марок в автопарке Москвы в целом и вполне могут использоваться для вывода усредненных показателей угоняемости.

И официальные, и неофициальные данные позволяют с полной уверенностью утверждать, что приобретение иномарки автоматически зачисляет ее владельца в группу риска: на тысячу отечественных автомобилей приходится немногим более трех угонов, а для иномарок этот показатель равен восьми.

* Компания Mazda предоставила собственные данные о количестве автомобилей в Москве. Уточнения — в окне «Мнение».

Иномарки обошли изделия отечественного автопрома даже в абсолютном выражении: на парк автомобилей иностранных марок, переваливший в прошлом году за миллион, пришлось почти 7 тыс. угонов, российских машин в прошлом году угнали около 5,5 тыс., хотя их общее количество в Москве оценивается приблизительно в 2 млн.

Лидером рейтинга наиболее угоняемых марок оказался вовсе не Volkswagen, чей Passat угоняли в прошлом году 829 раз, а Porsche.

Судя по статистике, внедорожника Cayenne в 2005-м лишался почти каждый пятый владелец.

Далее идет японо-американская марка Lexus, у которой больше всего рискуют потерять автомобиль обладатели LX470 и RX300. Третье место — за Honda: ее Accord пользуется феноменальной популярностью у угонщиков, уступая в этом только Cayenne.

Вполне предсказуемо появление в десятке самых угоняемых марок Toyota, Audi и Volkswagen. Последняя занимает только девятое место, как и выпускаемый ею Passat — в рейтинге моделей. Следовательно, владельцы Volkswagen рискуют остаться без автомобиля не больше, чем владельцы Audi, и даже те, кто ездит на Passat, оказываются мишенью угонщиков в среднем реже, чем хозяева, например, Toyota Camry. Camry, как и Corolla, кстати, вовсе не являются лидерами по угонам среди моделей Toyota: по этому показателю модели-бестселлеры обогнали Avensis и RAV4, занимающие третье и четвертое места.

В первой десятке оказались и такие редкие в России марки, как Land Rover и Dodge. Dodge Intrepid занимает десятое место в таблице моделей. Хотя «бесстрашных» доджей в прошлом году угнали столько же, сколько минивэнов Caravan (17), последние занимают 28-е место по угоняемости, поскольку их в Москве несравненно больше.

«ВАЗ» занимает средние места и среди марок, и среди моделей. Автомобили Тольяттинского завода угоняют в среднем не чаще «Ниссанов», хотя количество угнанных «Лад» и «Нив» в прошлом году превысило 4 тыс.

Еще менее популярны у угонщиков автомобили других российских марок, причем «УАЗы» они предпочитают «ГАЗам». ИЖ и АЗЛК могут претендовать на звание производителей самых неугоняемых автомобилей наравне с Renault, Citroen и Ford.

Относительно массовая модель Ford — Escort — практически не интересует угонщиков: она заняла последнее место в рейтинге моделей с показателем 0,4 автомобиля на тысячу. Желающим приобрести «неугоняемую» иномарку также можно посоветовать Renault Clio Symbol, Opel Omega и Ford Mondeo. Что касается наиболее популярных сейчас моделей, то владельцы Hyundai Accent, Getz и Elantra подвергаются гораздо меньшему риску остаться без машины, чем обладатели Toyota Camry и Toyota Corolla. Относительно редко угоняют Mitsubishi Lancer (4,7 автомобиля на тысячу, почти как Accent).

У владельца Ford Focus примерно столько же шансов расстаться с автомобилем по вине угонщиков, как у хозяина вазовской «десятки» или «трешки» BMW.

Тем, кто желает приобрести автомобиль от ВАЗа, следует учесть, что «классика» в среднем уходит от владельца реже, чем переднеприводные «девятки» и «десятки».

Впрочем, владельцам «неугоняемых» автомобилей не стоит расслабляться и бросать машину с ключами в замке зажигания.

* Компания Mazda предоставила собственные данные о количестве Mazda6 в Москве. Уточнения — в окне «Мнение».