Бюджетная комиссия Совета федерации подготовила и внесла в ноябре в Госдуму законопроект «О дорожных фондах Российской Федерации». Согласно проекту, строительство и содержание дорог должно будет финансироваться из целевых бюджетных дорожных фондов, которые будут пополняться в основном за счет налогов, в том числе и транспортного налога. Создать такой фонд сможет каждый субъект Российской Федерации. А чтобы поступления были более значительными, авторы проекта предлагают повысить базовую ставку именно транспортного налога, который платят как автомобилисты-частники, так и автоперевозчики, в пять раз. В Минтрансе России это предложение не поддерживают.
«Минтранс России выступает против этого предложения, — говорится в официальном заявлении министерства. --
Новое увеличение транспортного налога приведет к росту инфляции и неизбежно повлечет за собой рост цен на товары первой необходимости. Ситуация может усугубиться в связи с продолжающимся ростом цен на топливо».
По словам специалистов Минтранса, сегодня ставка транспортного налога в России является самой высокой в Европе.
Дополнительное ее повышение значительно ослабит конкурентоспособность отечественных автоперевозчиков на европейском рынке и укрепит позиции международных автотранспортных компаний в России. По мнению министерства, этот проект противоречит принятой «Транспортной стратегии России», одной из приоритетных задач которой является снижение транспортной составляющей в стоимости товара.
<1>Авторы проекта считают, что Минтранс сильно преувеличивает опасность. Формально тарифы транспортного налога (стоимость лошадиной силы) устанавливают местные власти в субъектах. Так, недавно был увеличен налог в Москве и Московской области. Но эти тарифы не могут быть больше или меньше базовой ставки, прописанной в Налоговом кодексе. «Странно, что в Минтрансе все так возмущены, — сказала специалист бюджетной комиссии Совета федерации Валерия Кирова. — Каждый субъект по-прежнему сможет уменьшить базовую ставку в пять раз и таким образом сдержать повышение налога. Но, если регион сочтет нужным, он сможет увеличить ставку в три или пять раз и пополнить свой дорожный фонд. Вот на чем нужно концентрировать внимание».
По подсчетам авторов проекта, если ставка увеличится, субъекты смогут собирать с автомобилистов по 113,4 млрд руб. в год.
Правда, Кирова уверяет, что поправки в Налоговый кодекс будут внесены только в случае принятия закона «О дорожных фондах», который был внесен в Госдуму, но пока не прошел даже первого чтения.
Сами автомобилисты не хотят, чтобы дороги строились за их счет. В выходные в Москве должна пройти акция протеста против повышения транспортного налога. Как обещают организаторы акции, колонна автомобилей с включенной аварийной сигнализацией будет двигаться по Садовому кольцу.