Основанная в 1986 году компания Geely успешно торгует туристическими поездками и недвижимостью, производит строительные материалы, мотоциклы, двигатели, холодильники, а с 1998 года — еще и автомобили. Господин Ли Шу Фу, император «желейной империи», руководствуется вполне гуманным и коммунистически верным лозунгом: «делать хорошие машины, которые могут позволить себе обычные люди». За семь лет хорошими машинами осчастливили около миллиона обычных китайских людей. Руководство корпорации надеется уже в ближайшее время довести продажи до 300 тыс. штук в год.
Geely попала в тройку китайских компаний, выставивших свои модели на Франкфуртском автосалоне.
Китайцев в Германии могло оказаться и больше, да не все соответствуют требованиям, предъявляемым к производителям: соблюдение авторских прав, наличие свежих моделей, в которых применяются современные технологии, и солидные объемы продаж.
И все же плагиат сумел просочиться во Франкфурт: многие дизайнеры известных европейских и японских марок возле китайских стендов хохотали и тыкали пальцами, узнавая собственные разработки, искаженные в соответствии с представлениями жителей Поднебесной об автодизайне.
Обвинить в плагиате Geely трудно — все пять моделей этого производителя имеют собственное лицо. Это лицо наводило ужас своей безобразностью на посетителей автосалона и дешевизной — на конкурентов: машины такого класса по такой цене в Европе не предлагает никто.
Спорткупе CD (аббревиатура означает Chinese Dragon — «Китайский дракон») стоит около $12 тыс. и может считаться послом традиционной китайской культуры в Европе: в оформлении его передней части использованы мотивы масок актеров Пекинского театра.
Правда, нрав у «дракона» так же спокоен и целомудрен, как наряд китайской модели, презентовавшей автомобиль в застегнутой до подбородка блузке и юбке до пола. Оснащаемое двигателями объемом 1,3 и 1,4 л купе способно неспешно разогнаться только до 170 км/ч.
<1>Одна из пяти представленных моделей, CK («Корабль свободы»), уже продается у себя на родине и известна как носитель первой разработанной целиком китайцами автоматической трансмиссии. Хетчбэк Haoqing 203A (HQ) — первый праворульный автомобиль Geely, подготовленный специально для Франкфуртского автосалона. Седан Marindo 305 выглядит как корейская легковушка 15-летней давности, зато будет поставляться с подушками безопасности, электрическими стеклоподъемниками и проигрывателем мп3-файлов в стандартной комплектации. Вершина модельного ряда — седан FC-1 с монументальными по площади фарами и решеткой радиатора. На него устанавливается алюминиевый двигатель объемом 1,8 л мощностью 140 л. с. — вроде как собственной, «желейной» разработки, но, как гордо указывают сами китайцы, «очень похожий по характеристикам на один из последних моторов Toyota».
Вместе с автомобилями в Германию привезли культуру и атмосферу далекой страны: вокруг подиумов с выставочными экземплярами крутились артисты в национальных костюмах и масках, а луноликие модели доказывали своими костюмами, что у девушки и лицом можно любоваться. Если китайцы научатся отливать национальную экзотику в кузовной металл, возможно, в Европе «Корабли свободы» и «Китайские драконы» будут появляться хотя бы так же часто, как различные Caterham и ARO.