Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Вместо F-35: Эрдоган хочет купить Су-35

Турция собирается закупить российские Су-35

Россия и Турция обсуждают сделку по истребителю Су-35, сообщают источники. В случае подписания контракта покупка самолета станет для Анкары вторым крупным приобретением российских систем вооружений. Турция таким образом пытается заместить F-35, от программы создания которого ее отстранили США. Страна также не теряет надежды спроектировать и запустить в серию первый истребитель 5-го поколения собственного производства.

Официальные представители правительств Турции и России находятся на «продвинутой стадии переговоров» по российскому истребителю Су-35, заявили турецкие чиновники. Об этом пишет Defense News.

«Переговоры по Су-35 вполне созрели… Сделка не кажется слишком отдаленной»,

— сказал высокопоставленный турецкий чиновник, связанный с закупками, на условиях анонимности.

В случае подписания контракта по Су-35 покупка истребителя этого типа станет для Турции вторым крупным приобретением российских систем вооружений. Раздражая своих союзников по НАТО, Турция недавно закупила российскую зенитную ракетную систему дальнего радиуса действия С-400. «Триумф» был доставлен турецким военным в августе.

Официальный представитель правительства Турции заявил, что, хотя окончательные цифры могут измениться в ходе переговорного процесса, потенциально Анкара может купить две эскадрильи Су-35 (речь в этом случае идет о партии из 48 истребителей).

Турецкий специалист по аэрокосмической промышленности сказал, что Москва, вероятно, будет оценивать стоимость истребителя от $50 млн до $70 млн. «Потенциальная сделка с Су-35 имеет стратегическое значение для россиян», — отметил он.

«Таким образом, Москва может предложить Анкаре выгодную цену, сопоставимую со сделкой по ЗРС С-400», — добавил эксперт. Турция тогда согласилась заплатить $2,5 млрд за два полковых комплекта ЗРС С-400 (четыре зенитных ракетных дивизиона). 55% от суммы этого контракта — российские кредитные средства.

Как ранее писала «Газета.Ru», при возможной покупке тех или иных образцов вооружения и военной техники, в частности авиатехники, некоторые эксперты сразу начинают сравнивать тактико-технические характеристики самолетов — к примеру, дальность полета, боевой радиус, маневренность, вооружение и пр.

Однако подобный подход выглядит весьма упрощенным, действительность значительно сложнее.

Страна-приобретатель вооружения в первую очередь рассматривает возможные закупки как средство решения вполне определенных геостратегических и геополитических задач и как орудие отстаивания глубинных национальных интересов. Именно это стоит во главе угла и принимается во внимание руководством государства.

В этом плане представляет интерес анализ геополитической ситуации, складывающейся в настоящее время на Ближнем и Среднем Востоке и в восточной части Средиземноморья. Как бы это ни выглядело парадоксальным, но

сегодня для Турции членство в НАТО не является столь жизненно необходимым, как это было, к примеру, в годы холодной войны.

Тогда Анкара действительно представляла собой передовой рубеж обороны НАТО на юго-восточном фланге альянса и, по мнению стратегов Запада, в те годы должна была служить непреодолимым препятствием на пути распространения коммунизма.

Однако военно-политическая обстановка с тех времен радикально изменилась. Современная Россия больше не является угрозой для Турции. Ближайшие соседи Анкары, еще недавно представлявшие собой мощных региональных игроков, или повержены и дефрагментированы, как Ирак, или же, как Иран, измучены санкциями, лишены доступа к передовым технологиям и кредитам Запада и существенно отстали в строительстве современных и высокотехнологичных вооруженных сил.

Вполне возможно, что в будущем Турции членство в НАТО потребуется для сдерживания ядерного Ирана, но это пока весьма далекая перспектива, которая может и не стать реальностью.

Иными словами, турецкая стратегия сегодня заключается в создании определенного военного потенциала для действий на сугубо конкретных направлениях, а выбор вооружения и военной техники, которые позволят решать эти задачи, уже относится к современной турецкой тактике.

Подобные направления для Турции в настоящее время вполне отчетливо просматриваются — это Греция, Турция и Кипр. Это накладывается и на проблему освоения углеводородов в восточном Средиземноморье. А в этой области явно вырисовывается ось Греция-Израиль — и по районам добычи, и по возможным маршрутам транспортировки сырья.

Совершенно ясно, что тут могут возникнуть разного рода противостояния. Разумеется, в этой сфере необходимы экономические расчеты — что, когда и сколько. Однако военная составляющая при всех прогнозах и оценках в этой сфере имеет самое непосредственное значение. Если нет военной мощи, то и нет никаких рычагов давления. А если что-то есть, то возникает и некая площадка для возможного диалога.

Современная американская авиатехника может быть применена для решения одних задач, но никак не может быть применена для решения других — это далеко не универсальное оружие.

Что касается F-35, то истребитель этого типа находится под крылом системы ALIS (Autonomics Logistics and Information System) — это революция в военном деле. Она является первой в мире системой централизованного ежедневного контроля за техническим состоянием самолетов F-35 в режиме реального времени. В истребителях предыдущих поколений эти функции ежедневно выполняли несколько разных систем. ALIS позволяет контролировать каждый F-35, всех эксплуатантов, вне зависимости от региона, где находится машина, и при необходимости ограничивать самолету спектр выполняемых боевых задач.

Если потребуется, США ограничат своего союзника с помощью нажатия одной кнопки. Совершенно очевидно, что такой вариант Турции не очень подходит, а Су-35 — самолет без всяких закладок, позволяющий решить самый широкий спектр боевых задач в конфликтах любого рода, в которые гипотетически может быть вовлечена Анкара.

После того, как Турция завершила сделку по С-400 с Россией, США приостановили партнерство Анкары с многонациональным консорциумом под руководством Вашингтона, который создает истребитель F-35 Lightening II.

Тем временем Турция изо всех сил пытается спроектировать и запустить в серию первый истребитель 5-го поколения собственного производства. Турецкие официальные лица первоначально надеялись запустить «национальный истребитель» в 2023 году, но отраслевые источники говорят, что это нереальная цель.

Как ранее писала «Газета.Ru», впервые макет своего истребителя 5-го поколения TF-X (Turkish Fighter-X) Турция показала в июне этого года на авиасалоне в Ле-Бурже. Турецкие конструкторы пояснили, что характеристики будущей боевой машины практически определены. Теперь страна ищет поставщиков оборудования для самолета.

Представители компании Turkish Aerospace Industries особо отметили, что TF-X должен на 65% состоять из отечественных компонентов — это требование военных. Так, турецкая компания Rocketsan уже начала разрабатывать вооружение для истребителя, бортовой электроникой займется также турецкий Aselsan, а кто будет создавать двигатель для TF-X, пока неизвестно.

По мнению экспертов, показ в Ле-Бурже TF-X должен убедительно продемонстрировать растущие возможности оборонно-промышленного комплекса Турции.

Если доступ Анкары к программе F-35 из-за приобретения российской ЗРС С-400 будет навсегда ограничен, TF-X может быть самой большой надеждой Турции на развитие собственной аэрокосмической промышленной базы. Хотя некоторые специалисты еще в Ле-Бурже поднимали вопросы о способности Турции на самом деле создать самолет пятого поколения.

Официальный представитель турецкого правительства заявил, что любая сделка с Су-35 будет закупкой оружия, в полном объеме готового к боевым действиям. «Тем не менее, мы ожидаем, что наши российские партнеры помогут нашей программе в области создания истребителей с передачей некоторых технологий», — сказал он.

По мнению директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, в настоящее время мировой рынок оружия очень конкурентный. И на нем присутствуют не только страны Запада и США, а, к примеру, Россия, Китай и даже Южная Корея. Эрдоган уже заявил, что к нему в плане военно-технического сотрудничества начинают поступать перспективные предложения.

«Не сомневаюсь, что там есть предложения со стороны Пекина и Москвы. Возможны заявки и от других стран. Свято место пусто не бывает. Образовавшиеся ниши в оружейном импорте Турции из-за эмбарго стран Запада и США будут мгновенно заполнены другими игроками на оружейном рынке», — полагает специалист.

«И был бы грех, если бы мы не воспользовались предоставленными нам возможностями. По моему мнению, должна быть поставлена амбициозная задача — продать Эрдогану как минимум 36, а еще лучше 48 или даже 72 самолета Су-35 в китайской конфигурации», — заключил Руслан Пухов.

Новости и материалы
Казахстан восстановил работу пункта пропуска «Желкуар» на границе с Россией
Евросоюз призвал власти РФ отменить решение по передаче некоторых активов
Промесу предсказали завершение карьеры
Президент ФСГР объяснил удаление элементов с именами российских спортсменов
Под Самарой произошла авария с участием грузовика
Пользователей Android предупредили о взламывающем смартфоны фейковом Chrome
Экс-игрок «Спартака» не исключил того, что Слишкович останется тренировать команду
Росстат уточнил оценку уровня бедности в России в 2023 году
Получившему условный срок в Киргизии бойцу СВО предоставят временное убежище
На чемпионате Европы по боксу отключили гимн России
Названы полезные продукты для поддержания молодости
МИД Таджикистана рекомендует своим гражданам не посещать Россию
Белый дом сократит выступления Байдена в вузах из-за волны протестов
Булыкин раскритиковал решение о проведении матчах «Ахмат» — «Сочи» после отравления у гостей
В московском музее современного искусства «Гараж» назвали причину обысков
Чиновника, сбившего под Киевом четверых человек, уволили
Ученые назвали озоновую дыру над Антарктидой угрозой пингвинам и тюленям
Хоккеисты отказались выходить на второй период игры международного турнира, проигрывая 0:17
Все новости