Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Самолет для Азии: есть ли у Як-130 шансы в Малайзии

Сможет ли Як-130 выиграть тендер в Малайзии

Россия примет участие в тендере на поставку учебно-боевых самолетов (УБС) в Малайзию и предложит Як-130. Об этом стало известно 27 марта в ходе на презентации самолета, которая проходила на авиасалоне LIMA 2019 в Лангкави. «Газета.Ru» разбиралась с тактико-техническими характеристиками нашего самолета, деталями предстоящего тендера и шансами на победу отечественной машины.

Обращаясь к истории самолета Як-130, следует отметить, что эта машина была создана по инициативе ОКБ Яковлева в 1990-е годы. Никакого финансирования проекта со стороны государства в то трудное время попросту не было. Тем не менее, в достаточно короткое время Як-130Д (демонстратор) был создан.

Он строился в кооперации с итальянской фирмой Aeromacchi (в настоящее время является структурным подразделением корпорации Leonardo, ранее Finmeccanica).

Испытывался и доводился самолет в Италии по той простой причине, что в России в сложный период 1990-х годов банально не было денег на эти дорогие этапы создания перспективной машины.

Но затем пути ОКБ Яковлева и Aeromacchi разошлись. Итальянцы в дальнейшем стали строить самолет Aermacchi M-346, который, по большому счету, является облегченной версией Як-130Д.

По сути дела, авторам концепта Як-130 удалось угадать многие тенденции в развитии современных учебно-боевых самолетов и превратить эту машину в продукт, устойчиво востребованный на мировом авиационном рынке. Як-130, без всякого преувеличения открыл новое поколение учебно-боевых машин.

Ранее в ходе создания учебно-боевые машин упор отнюдь не делался на будущую эксплуатацию самолета при больших углах атаки, на сверхманевренность, большие скорости полета. На этих режимах учебные самолеты не летали в принципе. Но возникла потребность именно в этих условиях готовить будущих пилотов истребителей новых поколений.

Як-130 стал первым в мире самолетом, который был создан в соответствии с этими идеями, что, в общем-то, потребовало значительных усилий при их воплощении в жизнь.

Самолет на выходе должен был получиться небольших размеров, легким и относительно недорогим. Перед разработчиками стояла нелегкая задача — как высокие летно-технические характеристики и подобные требования к УБС совместить в одной машине. Эти проблемы были отнюдь не тривиальными, но, тем не менее, в ходе работы над Як-130 они были успешно решены.

Сегодня в мире только два самолета, кроме Як-130, базируются на этой концепции — Aermacchi M-346, который стал наследником Як-130Д, и китайский Hongdu L-15 — учебно-боевой самолет, разработанный компанией Hongdu при содействии ОКБ Яковлева.

Появление на свет Як-130 специалистами расценивается как далеко не рядовое событие. До этого момента не было полноценного западного самолета, который бы базировался на наших разработках.

Подобных образцов техники в нашей стране в принципе не так уж и много, когда идея и концепция, причем достаточно глубоко проработанная, шла из России на Запад, а не наоборот, как чаще всего бывает.

После создания Як-130 этот самолет в качестве основного учебно-боевого был выбран Военно-воздушными силами России. В 2002 году он одержал победу в конкурсе Министерства обороны. На позднем этапе Як-130 конкурировал с разработкой ОКБ Микояна самолетом МиГ-АТ. Однако МиГ-АТ был самолетом чисто тренировочным. Никакой серьезной боевой нагрузки на нем не предусматривалось.

А при создании Як-130 была угадана еще одна концептуальная вещь. Кроме высоких летных характеристик, была спрогнозирована и такая мысль — боевые самолеты становятся очень дорогими и, по большому счету, их мало по сравнению с тем, что было раньше. К примеру, о тиражах в 10 тыс. экземпляров речи давно не идет. Помимо этого, и летать на новых машинах крайне дорого. Соответственно, желательно, значительную часть боевых задач отрабатывать, причем как первоначальное обучение курсантов, так и поддержание требуемых навыков летного состава строевых частей на более дешевых самолетах.

Причем летные характеристики Як-130, надо отметить, на дозвуковых режимах полета в значительной степени совпадают с боевыми истребителями. И для понимания надо обязательно подчеркнуть, что на сверхзвуке сегодня не воюют. То есть управляемых ракет класса «воздух-воздух», которые можно запускать на сверхзвуке ни у нас, ни у американцев нет.

Вся война в воздухе идет на дозвуковых режимах, на сверхзвуке самолеты разве что выходят только на те или иные рубежи.

Поэтому появилась концептуальная идея, что если учебно-боевой самолет летает как истребитель, то тогда надо добавить возможность обучать летный состав на учебном самолете применению оружия. И это, по большому счету, была весьма хорошей мыслью, поскольку стоимость летного часа Як-130 относительно современных самолетов 4-го и 5-го поколений неизмеримо ниже, и он способен выполнять типовые боевые задачи с затратами до 10 раз меньшими, чем боевой самолет оперативно-тактической авиации. Особенно хорошо Як-130 оптимизирован для работы именно по наземным целям.

Сочетание двух этих идей, собственно говоря, и породило прорыв в создании УБС. Кроме того, Як-130 был первым самолетом, который пошел в серию «в цифре», хотя изначально машина разрабатывалась на бумаге. Поэтому и перенесли его крупносерийное производство в Иркутск, потому что местное предприятие к тому времени было готово работать «в цифре». Перевод стоил немалых денег и опять-таки, это было сделано без государственного финансирования. Страна начала платить за Як-130 только начиная с 2009 года, когда пошла серия.

Все эти факторы предопределили высокую конкурентноспособность Як-130. Вначале машина пошла в Алжир, затем в Белоруссию, потом в Лаос, Мьянму и Бангладеш.

Всего в настоящее время в строю 160 самолетов Як-130 у 6 стран-эксплуатантов. Закупки машины этого типа идут, и, можно не сомневаться, будут идти и в дальнейшем.

Достаточно развитое сочетание боевых и учебных возможностей Як-130 позволяет заказчику подбирать самолет под свои национальные особенности. К примеру, в ВКС России при подготовке курсантов боевые возможности Як-130 используются сравнительно мало, а в Белоруссии на этой машине полным ходом занимаются боевой подготовкой — осуществляют пуски, перебазируют на подготовленные участки автомобильных шасси и т. п.

Стоит обратить внимание и на такой факт. В Международном конкурсе «Авиадартс-2018» в номинации «Штурмовая авиация» белорусские летчики на Як-130 заняли второе место, опередив специализированные ударные самолеты типа Су-25. То есть легкий самолет опередил самолет, специально разработанный для ударов по наземным целям.

И вот это сочетание — учебных и ударных возможностей — очень интересно многим заказчикам. Многие из них сталкиваются с решением именно боевых задач в конфликтах низкой интенсивности. А для решения подобных задач Як-130 подходит как нельзя лучше. По характеристике «эффективность-стоимость» в ряде случаев он вообще вне конкуренции. А по стоимости приобретения и эксплуатации Як-130 отличается от многих зарубежных машин в разы.

Что сейчас происходит в Малайзии? Малайцы сформулировали в прошлом году документ, в котором отражено, как они себе представляют свою боевую авиацию на рубеже 2055 годов. То есть они попытались нарисовать облик своих ВВС к середине XXI века. В рамках этого видения малайцы считают необходимым иметь два типа самолетов — многофункциональный истребитель (две эскадрильи) и легкий боевой самолет — учебно-тренировочный истребитель (36 машин).

Легкий учебно-боевой самолет будет предназначен для конфликтов низкой интенсивности в джунглях и одновременно позволит готовить летный состав для многофункциональных машин.

Тендер малайцы еще официально не объявили, но все понимают, что соревнование среди УБС уже фактически стартовало. Як-130, надо отметить, весьма близок к требованиям малазийской стороны.

Понятно, что разработчику машины надо наращивать боевые возможности Як-130, и такие работы уже ведутся. В частности, предполагается три этапа повышения тактико-технических характеристик самолета.

На первом этапе планируется повышение точности применения вооружения за счет установки лазерного дальномера (проходит летные испытания). На втором этапе предполагается интеграция оптико-локационной прицельной системы, модернизация авионики и радиосвязного оборудования, установка бортового комплекса обороны, расширение номенклатуры управляемого вооружения. Наконец, на третьем этапе планируется установка бортовой РЛС и расширение состава вооружения «воздух-воздух» для ведения воздушного боя за пределами видимости.

Но в борьбе за малазийский тендер на УБС примут участие, безусловно, все заинтересованные стороны — и Италия с М-346, и Южная Корея с T-50 Golden Eagle (разработка концерна Korea Aerospace Industries, KAI), и китайцы со своим учебно-боевым самолетом, и индийцы с LCA «Теджас». Без преувеличения, все участники заинтересованы в победе именно своего самолета.

У каждого претендента есть, безусловно, свои сильные и слабые стороны. К примеру, корейский Т-50 существует в пяти вариантах — есть одноместный истребитель в чистом виде, есть двухместная учебно-боевая машина, есть чисто учебная машина.

Но этот самолет — сверхзвуковой, двигатель на нем — от американского F-18, и причем только один. То есть, по сути, это мини F-16 со всеми соответствующими ему чертами: достаточно высокой стоимости приобретения и эксплуатации и не слишком сильно высоким ресурсом (а такие машины всегда невыгодно отличаются в эту сторону от УБС). Наконец, это достаточно жесткий в пилотировании самолет, не очень пригодный для первоначального обучения курсантов.

Из существенных плюсов нашего Як-130 можно в этом плане выделить еще один — отечественная машина хорошо приспособлена для эксплуатации с аэродромов не самого высокого качества.

Это одно из существенных отличий нашего самолета, к примеру, от «итальянца» М-346. «Итальянца» можно охарактеризовать примерно как «хороший автомобиль для хороших дорог».

Як-130 в этом плане обладает уникальной в своем классе автономностью базирования — створки воздухозаборников (снизу при необходимости закрываются, сверху открываются) и энергоемкое шасси позволяют ему работать с грунтовых аэродромов, на которых не способны базироваться сверхзвуковые самолеты. Понятно, что за все это приходится платить. Но тем клиентам, которым предлагается эта машина, это как раз и интересно. В отличие от Европы, в Юго-Восточной Азии с аэродромами гораздо хуже.

Помимо всего прочего, Як-130 обладает вспомогательной силовой установкой, безрасходной пневмосистемой и бортовой кислорододобывающей установкой. А все это опять-таки существенно уменьшает зависимость машины от аэродромной инфраструктуры.

Словом, это серьезные преимущества Як-130. Конечно, трудно сказать, насколько они будут востребованы у каждого конкретного заказчика. Но есть такие страны, для которых это просто критическая вещь. В том же Лаосе всего один приличный аэродром с бетонной взлетно-посадочной полосой.

В общем, борьба за малазийский заказ предстоит нешуточная и, надо прямо сказать, шансы у нашего Як-130 на победу есть.

Новости и материалы
Пушков считает, что Макрон будет убеждать Си Цзиньпина изменить подход к России
Россияне назвали лучшие города для подработки
В России зафиксировали резкий рост займов на автомобили
Москвичи стали чаще жаловаться на кибермошенников
Стало известно, какой пассивный доход получают россияне
Стало известно, сколько россиян пострадали от нарушений прав потребителей
Гендиректор ВАНК арестован в Хабаровске
В ЦБ рассказали россиянам, как выбрать вклад
Российские снайперы ликвидировали украинского военного, носившего каску с эмблемой СС
ВС РФ нанесли удары по энергосистеме и складу боеприпасов в Сумах
В КНДР заявили, что Британия на Украине подталкивает Европу к бедствиям войны
Билл Гейтс продолжает неофициально руководить Microsoft
В МИД Белоруссии сообщили, что двери для переговоров по Украине открыты
В Китае удивились поведению Лукашенко в Кремле и улыбке Путина
В России намерены ограничить комиссии за снятие денег с кредиток
В палате представителей США назвали условие для ввода американских войск на Украину
Россияне назвали Петра I и Ленина идеальными лидерами
В России подскочил спрос на ипотеку для строительства частных домов
Все новости