«Разобрать эти самолеты — значит уничтожить»

Сотрудники музея в Монино протестуют против переезда в Кубинку

Павел Котляр, Екатерина Згировская 30.01.2016, 11:04
__is_photorep_included8047271: 1

Экспонаты знаменитого Музея ВВС в Монино хотят разобрать и перевезти в подмосковную Кубинку. В чем опасность переезда для уникальных экспонатов, разбиралась «Газета.Ru».

Сотрудников знаменитого в России и во всем мире Центрального музея Военно-воздушных сил огорошили пренеприятным известием. Уникальные экспонаты музея росчерком пера решили перевезти из подмосковного Монино в создаваемый в Кубинке военно-патриотический парк «Патриот».

Как рассказали «Газете.Ru» в самом музее, его работники видели приказ управления культуры Минобороны о необходимости переезда. Информация об этом распространилась еще в минувшую среду, когда сотрудники вышли на работу после выходных дней.

Формально Музей ВВС является филиалом Центрального музея Вооруженных сил. Ранее в Музее ВВС было проведено собрание, на котором директору Александру Гончарову было сказано о переезде его учреждения. В минувшую среду он собрал начальников отделов, ознакомил с приказом и попросил не устраивать панику.

«Нам пришло письменное распоряжение — подготовить технику к передислокации до 1 июля», — рассказал один из научных сотрудников.

Вскоре после этого в музей нагрянули люди, которые, не представившись, стали требовать опись экспонатов, сами сотрудники в разговорах называют их «рейдерами». «Их остановили, ничего не дали, спустилась начальница фондов и, грубо говоря, отправила их подальше», — рассказали в музее.

Музей в Монино известен своей богатой экспозицией как гражданских, так и военных летательных аппаратов, хранящихся как в закрытых отапливаемых ангарах, так и на площадке под открытым небом.

Всего в штате музее около 85 человек, сколько денег ежегодно выделяется на работу музея, неизвестно,

однако оклад большинства научных сотрудников составляет 7250 руб.

Смотрители и сторожа получают еще меньше. Большинство сотрудников — это в основном бывшие военные, энтузиасты авиации, а реставрация экспонатов ведется усилиями многочисленных волонтеров. «Мы — гордость России, сердце Военно-воздушных сил, а помогают нам волонтеры», — рассказал источник в музее.

На открытой стоянке представлены уникальные самолеты и вертолеты, среди которых первый пассажирский сверхзвуковой самолет Ту-144, уникальные бомбардировщики Т-4 и М-50, экспериментальные летательные аппараты и самый большой в мире вертолет Ми-12.

«Что там Ми-12! У нас единственный в мире английский триплан Sopwith, причем действующий, их всего было построено 152 штуки», — рассказал сотрудник музея.

Причина, по которой сотрудники музея, волонтеры и блогеры забили тревогу, — опасения за сохранность экспонатов, которые собираются перевезти с площадок, где они хранятся десятилетиями.

«Тот же Ил-76, Ту-144 и прочие самолеты парк «Патриот» может найти в других местах. Проблема в том, что те уникальные самолеты, что стоят в ангарах, перевозить нельзя. Им по 100 лет и больше. Каждый нужно разобрать. Нужно перевезти, потом собрать.

Это обойдется гораздо дороже, чем накрыть всю нашу открытую площадку навесом», — считает научный сотрудник Александр Сергеевич.

Кроме того, музейщики опасаются, что некоторые экспонаты просто растащат в процессе транспортировки и они окажутся в руках коммерсантов. Опасения по поводу будущего экспонатов уже высказали иностранные коллеги, которые звонят в музей.

«Переезд музея невозможен без потери коллекции. Потому что те самолеты, которые можно перевезти, перевезут, остальные будут уничтожать, поскольку они нетранспортабельны. Разборке и восстановлению они не подлежат. Этим летом мы перетаскивали самолет ДБ-3 в другой ангар. Для этого нужно было снять крыло. Мы его снимали два месяца. Можете себе представить, как это сделать с самолетами, которые простояли по 50 лет? Разобрать и собрать эти самолеты — значит уничтожить», — удивляется другой научный сотрудник Александр Васильевич.

«Переезд угрожает потерей самой внушительной части экспонатов, потому что для их транспортировки не будут прорубать просеки и прокладывать дороги, как это делали в советские времена. Перевезти по дорогам общего пользования можно от силы треть.

Как перевезти большие самолеты типа Ил-76? Ответ простой — никак», — рассказал «Газете.Ru» один из руководителей волонтерской организации Павел Проскурня.

К тому же в самом парке «Патриот» пока нет никаких ангаров, которые необходимы для хранения в первую очередь самолетов времен ВОВ, отмечают в музее.

«Нам его отдают. Будет понятие «музейный центр». Перевезут или нет — это я не могу сказать, но скорее всего, перевезут. По плану Монино будет входить в музейный центр парка «Патриот». Нужно, чтобы все было в одной точке и чтобы пребывание в парке было долгим — чтобы человек не катался по всему Подмосковью, а приехал сюда и завис здесь на три дня», — сообщил «Газете.Ru» официальный представитель парка «Патриот».

В «музейный центр» также войдут Музей бронетанкового вооружения и техники и исторический комплекс «Партизанская деревня» в Кубинке.

Что по поводу переезда думает сам директор музея, сотрудники не знают, их он попросил не паниковать и не «гнать волну». «Мы и сами не знаем, директор — за сохранение музея или пойдет на поводу», — рассказали сотрудники. «Пока никакой информации у меня нет, никакого приказа нет. Комментариев не даю», — сказал директор музея Гончаров.

В пресс-службе Воздушно-космических сил РФ «Газете.Ru» не подтвердили и не опровергли информацию о переезде музея. «Пока нет никаких комментариев, когда что-то будет понятно, мы сообщим», — сказал представитель ведомства.