Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Какими будут IT-автомобили будущего

Попробуем представить, какие авто ждут нас в самом ближайшем будущем. Для этого достаточно посмотреть на перспективные разработки ведущих мировых автопроизводителей.

Компьютер на колесах


Навигация первостепенна для водителя, причем не важно, город это или сельская местность, и выбор оптимального маршрута в зависимости от загрузки магистралей – услуга весьма востребованная. Но если сейчас она развивается в виде сторонних сервисов, для которых водителю надо еще докупать навигаторы со встроенными мобильными модемами, то уже скоро большинство автомобилей будут сходить с конвейера со встроенным навигационным оборудованием.

Причем системы «поумнеют» и будут предоставлять возможность посмотреть на перекрестки с помощью камер, подключенных к сети интернет, прогнозировать загрузку магистралей на основе статистических данных и даже «договариваться» с другими автомобилями о том, кто каким путем поедет, чтобы не создавать заторов.

Подобными исследованиями уже три года, к примеру, занимаются корпорация General Motors и Университет Карнеги — Меллона в специальной лаборатории по разработке новых навигационных технологий.

Хотя в сочетании с радаром, определяющим дистанцию до других автомобилей не только впереди, но и сбоку, движение в пробке, если она все-таки случится, будет более комфортным. Водителю можно будет отпустить руль и, удобно устроившись на сиденье, читать почту, смотреть фильм или разговаривать по видеосвязи с родными, а автомобиль самостоятельно будет «ползти» в пробке, соблюдая скоростной режим и реагируя на сигналы светофоров. Конечно, автопилот у автомобилей будущего тоже будет — есть же он у куда более технически сложных самолетов, но от руля никто не откажется, разве что на консоль под большие пальцы рук переместятся многофункциональные джойстики, как в игровых приставках (в некоторых моделях это уже происходит, тенденция налицо), для управления медиацентром, навигатором, бортовым компьютером, скоростным режимом, круиз-контролем и т. д.

Новый тип управления автомобилем, считают инженеры самых продвинутых конюшен Формулы-1, будет во многом голосовым — для этого и место водителя, и места пассажиров будут «перекрываться» несколькими камерами слежения, улавливающими движения губ: на определенные слова можно будет «навесить» необходимые команды.

Как неоднократно заявлял семикратный чемпион мира по автогонкам в классе «Формула-1» немец Михаэль Шумахер, процесс управления автомобильным компьютером должен быть простым и настолько же естественным, как и разговор с другим человеком: он должен быть разумным и исполнительным собеседником.

Ключи от машины, скорее всего, тоже скоро не понадобятся — опознание будет комплексным: по форме лица (абрис лица подделать крайне сложно) и голосовой фразе-паролю в сочетании с отпечатком пальца (достаточно коснуться руля, где будут установлены соответствующие сенсоры).

Вообще, все те мелочи, которые сегодня большинство водителей делает вручную, будут полностью автоматизированы — автоматическое переключение дальнего света на ближний при появлении на ночной дороге встречного автомобиля, включение противотуманных фар при ухудшении видимости и «считывание» дорожных знаков (при явном ограничении скорости — ее автоматическая корректировка, при подъезде к знаку «Stop» — снижение скорости, при указателе «Парковка» — выдача на вспомогательный дисплей плана парковки с указанием свободных мест и т. д.).

Все должно быть таким же простым, как сейчас датчик дождя, включающий дворники в нужный режим в зависимости от интенсивности осадков.

По подсчетам автомобильного дизайнера Майкла Робинсона, в салоне современного автомобиля около 150 кнопок, отвечающих за работу той или иной системы автомобиля (аудио-видео, климат-контроль, круиз-контроль и т. д.). Очевидно, что в будущем эти подсистемы будут централизованно управляться с помощью бортового компьютера.

Ключевым моментом будет подстраховка водителя от переутомления: уже сейчас в крупных грузовиках или междугородних автобусах можно встретить компьютеры, которые учитывают непрерывное время работы одного водителя и запрещают ему перерабатывать, блокируя работу двигателя. Что-то подобное будет и в автомобилях будущего. Кстати, особенно ценная разработка — это система оценки состояния водителя и увод автомобиля на обочину с включением аварийной сигнализации, если он все-таки заснул за рулем (подобные разработки ведутся, например, в лаборатории MIT AgeLab, которая уже создала работоспособную версию своей системы под названием AwareCar).

Всепроникающие связи


Как известно, сотовый телефон, которым пользуется водитель на большой скорости, может привести к весьма тяжелой аварии. Управляя машиной одной рукой, держа в другой телефон, водитель представляет собой угрозу не меньше, чем находясь в состоянии алкогольного опьянения, — именно к таким выводам пришли ученые Род-Айлендского университета (США). Однако полностью отказаться от «мобильников» мы не в силах, да и звонки бывают срочными, от которых просто так не отмахнешься.

Мало кому их водителей хватает времени и желания осторожно припарковаться на обочине и только после этого ответить на вызов.

Для борьбы с этой особенностью человеческого внимания разработано много систем — от пассивной безопасности (можно включить персональную «глушилку» сигнала сотового телефона, которая блокирует получение вызовов) и зачитывания вслух поступивших СМС-посланий до автоматического снижения скорости автомобиля при принятии голосового звонка и глушении музыки для воспроизведения разговора через бортовые колонки. Скорее всего, в автомобилях будущего при принятии вызова бортовой компьютер будет полностью брать «управление на себя», подстраховывая водителя от резких движений и хаотичных перестроений.

Более простой будет и интернетизация автомобилей: встроенный мобильный модем и так будет включен в навигационную систему, но с добавлением адаптера Wi-Fi сможет подключить к сети видеотерминал, а также «умные» телефоны и мобильные ПК. Причем с защитой передаваемой информации и высокой скоростью передачи данных даже при 90–120 км/час.

Еще одной особенностью автомобиля будущего станет возможность управления им с помощью сотового телефона.

Работы в этом направлении уже ведет компания Toyota. Речь о дистанционном управлении замками дверей, зажиганием, сигнализацией, освещением, климат-контролем, стеклоподъемниками. С другой стороны, владелец сможет получать на свой сотовый телефон информацию о количестве бензина, работе двигателя и местоположении автомобиля.

Новости и материалы
Нарышкин обсудил с президентом Египта ситуацию на Ближнем Востоке
Президенты России и Ирана обсудили события на Ближнем Востоке
Мизулина пожаловалась на автора термина «вагинокапитализм»
Красную площадь на время закрыли для посетителей
Стоимость какао на бирже вдвое превысила рекорд 1977 года
Людмила Поргина рассказала, как поддерживает форму в 75 лет
Краснодарский маршрутчик набросился на пассажирку, которая хотела оплатить проезд картой
Ученые объяснили парадокс детского смеха
В Молдавии считают, что «успехи» ВСУ помогут выводу войск РФ из Приднестровья
Россиянин трижды менял имя и фамилию, чтобы не платить алименты
Власти Молдавии назвали примерные сроки референдума о вступлении страны в ЕС
Охлобыстин назвал «Слово пацана» романтизацией жестоких 90-х
Названа еще одна причина падения курса рубля
Названа дата проведения совещания Путина с кабмином и Набиуллиной
В Польше спрогнозировали маршрут наступления ВС РФ после взятия Часова Яра
Советник Залужного рассказал о пределе эффективности украинских дронов
Виктория Боня раскрыла свою зарплату в «Доме-2»
Немецкий политолог: Китай жестко ответил Шольцу на призыв ввести санкции против РФ
Все новости